Французское правосудие уже обвинило три тысячи своих граждан, имеющих счета в Швейцарском отделении HSBC, в уклонении от налогов. История началась с того, что один из IT-менеджеров швейцарского подразделения банка, упоминаемый исключительно под кодовым именем «Эрве» похитил данные и уехал во Францию. Имеющий скандальную репутацию прокурор Ниццы Эрик де Монгольфье по запросу швейцарцев задержал Эрве и конфисковал его компьютер. Но не стал возвращать данные, а возбудил дело об отмывании средств и передал файл французским налоговым органам. Всего около 130 тысяч банковских счетов нерезидентов, сообщает Прайм-ТАСС.
Использование госорганами плодов кражи оскорбило швейцарцев. Но французский прокурор просто не мог поступить иначе, сообщил Business FM руководитель национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Есть некие юридические процедуры, связанные с отмыванием денег, которые существуют во всем мире. Как правило, они связаны с некой публичной системой. Если история стала публичной, то они обязаны проверять, независимо от того, как эта информация попала, возбуждаются уголовные дела. Это западная система, у нас, к сожалению, эта система не работает. Я не удивлюсь, если из этого списка какой-то большой процент российских чиновников».
То, что нелегальные счета российских чиновников среди 130 тысяч иностранных вкладчиков имеются, сомневаться не приходится. Однако маловероятно, что французские власти пойдут на публикацию оказавшихся в их распоряжении списков. Если они и будут делиться сведениями, то, скорее всего, только по специальным запросам из стран, с которыми у Франции есть налоговые соглашения. Россия входит в их число, — говорит генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, — но российские налоговики вряд ли воспользуются этой возможностью: «Наличие такого договора очень серьёзно облегчает передачу такой информации из одной налоговой службы в другую. Это очень тонкий момент, чаще всего делаются по запросу суда. На основе данных похищенных кем-то, откуда-то, делать выводы нельзя, это просто служит основанием того, чтобы сделать запрос о том, получали ли какие-то лица, указанные там, такие доходы. И кстати говоря, банк всё это дело может не подтвердить. Я, честно говоря, не припомню, чтоб наши пытались что-то такое делать, но наши могут сделать всё что угодно».
В любом случае, иностранцы, а также члены их семей, которые фигурировали в списках HSBC, теперь быть должны быть готовы к тому, что французское налоговое ведомство проявит к ним повышенное внимание и потребует дополнительно подтвердить происхождение средств. Это возможно в том случае, если они решат приобрести французскую недвижимость и другие активы.