Об этом свидетельствуют результаты работы СК за девять месяцев, обнародованные на прошлой неделе Госфинуслуг. В нынешней ситуации страховщики пытаются удержаться на плаву за счет повышения тарифов практически по всем видам полисов и паники населения из-за эпидемии гриппа, благодаря которой им удается продавать больше медстраховок.
 

Чемпионы и аутсайдеры

Темпы падения страхового рынка продолжают ускоряться. Согласно данным Госфинуслуг в январе–сентябре объем валовых премий отечественных СК уменьшился на 18% — до 14,2 млрд гривен, тогда как в первом полугодии он сократился на 15,7%. Лидером по темпам падения за девять месяцев уже традиционно стало автокаско. По информации регулятора, объемы сборов по этому виду уменьшились сразу на 33,4% — до 2,9 млрд гривен. Для сравнения: за аналогичный период 2008 года портфель СК по автокаско составлял 4,35 млрд гривен. При этом доля страхования автотранспорта в общем портфеле украинских СК сократилась до 20%: в докризисный период она достигала 30–40% общего объема премий. «Главная причина этого явления — снижение новых автопродаж в четыре раза, а также сокращение реализации кредитных авто. Доля последних в общем объеме упала с 70% в 2008 году до 5–8% от общих продаж в 2009-м», — сообщил директор по продажам СК «НАСТА» Павел Конев.

Компании не только лишились клиентов, которых им раньше поставляли банкиры, но и столкнулись с новой неприятностью. Заемщики, получавшие кредиты в докризисные времена, теперь все чаще отказываются от пролонгации договоров. «Ситуация в сегменте страхования залоговых авто стабильно ухудшается. Платежеспособность физлиц падает, и многие заемщики отказываются оплачивать полисы каско даже в тех случаях, когда речь идет о рассроченных ежеквартальных платежах», — рассказал директор СО «Ильичевское» Юрий Гришан. Хотя бы отчасти восстановить продажи автокаско компании пытаются за счет новых, более дешевых программ. К примеру, многие СК предложили клиентам договоры автокаско с 25%-ной скидкой при условии, что за первые девять месяцев действия полиса не произойдет ни одного страхового события. Еще один популярный антикризисный продукт, который зачастую предлагается с 50%-ной скидкой, — это покрытие, предусматривающее только катастрофические риски.

Одновременно, пытаясь увеличивать сборы, некоторые компании в 2009 году продолжали открыто демпинговать. Правда, такая изобретательность мало помогла им нарастить продажи. «В четвертом квартале этого года уменьшение сборов премий по автострахованию продолжится, хотя темпы падения данного сегмента замедлятся. Он будет определяться более плавным процессом отказа от страхования заемщиками банков, у которых либо заканчиваются сроки кредитов, либо деньги на их погашение», — отметил директор департамента продаж УСК «Княжа Виенна Иншуранс Груп» Александр Куленич. Аналогичная ситуация сложилась и в сегменте страхования имущества физлиц, основным двигателем которого на протяжении нескольких лет являлось страхование залоговой недвижимости. Замораживание ипотечного кредитования и рост проблемной задолженности по ипотеке не оставили компаниям шанса увеличить продажи имущественных полисов.

Не меньшие трудности испытывают и СК, работающие с корпоративными клиентами. «Юридические лица существенно урезали затраты на страхование. Часть фирм вынуждены были отказаться или сократить расходы на личное страхование, а в имущественном преобладает страхование залогов», — сообщила председатель правления СК «НОВА» Ольга Шинкаренко. По оценкам экспертов, значительный спад платежей наблюдается и по таким видам, как страхование грузов и ответственности перед третьими лицами. Исключением стало лишь страхование кредитов, популярность которого в 2009 году резко возросла. Так, в первом квартале платежи по данному виду увеличились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на рекордные 218%, достигнув 793 млн гривен (почти 19% в общем объеме рынка). По итогам трех кварталов премии по кредитному страхованию достигли 1,5 млрд гривен. Правда, удельный вес этого вида снизился до 11%.

Причиной такого бума специалисты считают желание финучреждений сэкономить на формировании резервов под проблемную задолженность. «Удельный вес просроченной и безнадежной задолженности в портфелях банков быстро увеличивается. Поэтому они хотят получить дополнительную защиту, страхуя потребительские займы, которые выдавались без обеспечения. Именно по ним процент невозвратов особенно высок. В соответствии с требованиями НБУ по таким кредитам должны быть сформированы 100%-ные резервы. Однако страхование кредита избавляет от необходимости резервировать полную сумму», — объяснил Юрий Гришан.
 

Тарифная гонка

Среди классических видов наибольшие успехи продолжает демонстрировать «автогражданка». По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, объемы премий по обязательному страхованию ответственности автовладельцев (как и количество проданных полисов) в январе–сентябре текущего года повысились на 8%, а по итогам 10 месяцев — на 10%. Уверенно растут и объемы добровольного медстрахования, премии по которому в январе–сентябре, по оценкам экспертов, увеличились на 7–8%.

«Во-первых, оно продолжает оставаться важным элементом соцпакета, и компании пытаются найти резервы, чтобы сохранить этот бонус для своих сотрудников. Во-вторых, рынок рос за счет подорожания полисов в связи с резким повышением цен на медикаменты и медицинские услуги, которые привязаны к курсу доллара», — сказала Ольга Шинкаренко. По информации компаний, стоимость полисов добровольного медстрахования с октября 2008 года по сегодняшний день поднялась на 50–70%.

Финансисты не сомневаются, что в четвертом квартале продажи медицинского страхования продолжат расти. На руку СК оказалась паника, охватившая население в связи с эпидемией свиного гриппа. Страховщики отмечают, что в последний месяц осени реализация договоров медстрахования увеличилась на 5–10%. Кроме того, эксперты не исключают дальнейшего роста тарифов по данному виду. «На сегодняшний день рынок работает по заниженным расценкам, и мы наблюдаем высокую убыточность по »медицине", — говорит Павел Конев.

К слову, повышение тарифов в нынешнем году стало одним из наиболее популярных методов наращивания объемов платежей. Больше всего они подросли по видам, выплаты по которым находятся в жесткой привязке к курсу СКВ, — каско и медстрахованию, в меньшей степени — по всем остальным полисам. «Подорожание в зависимости от вида страхования составило от 10 до 50%. Главной его причиной стала необдуманная тарифная политика, которой многие СК придерживались в докризисное время. До осени 2008 года большинство компаний ориентировались лишь на увеличение объемов собственного бизнеса и захват доли рынка, используя при этом демпинг. Соответственно, сейчас им приходится повышать расценки до адекватного уровня», — подчеркнул генеральный директор СК QBE Украина Олег Сосновский. По прогнозам экспертов, процесс коррекции тарифной политики продолжится и в будущем году. Больше всего могут подорожать такие виды, как автокаско, медстрахование, страхование имущества и «автогражданка». Если Госфинуслуг примет соответствующее решение, базовый платеж по обязательному страхованию ответственности автовладельцев вырастет на 30%.
 

Лучше не станет

Страховщики убеждены, что в четвертом квартале 2009 года темпы падения рынка, даже несмотря на низкую сравнительную базу, могут ускориться. «По нашим оценкам, сокращение рынка в текущем году в сравнении с прошлым составит 20–25%», — сообщил председатель правления СГ «ТАС» Дмитрий Грицута. В ближайшие месяцы может увеличиться и количество проблемных СК. Причина — вступление в силу нормативных документов Госфинуслуг, устанавливающих более жесткие требования к формированию и размещению резервов рисковых компаний, их платежеспособности и т. д.

«У ряда страховщиков могут возникнуть сложности из-за вступления в силу новых требований относительно стоимости чистых активов. Компаниям снова придется просить деньги у акционеров, в противном случае многие лицензии будут приостановлены», — прогнозирует Юрий Гришан. В числе пострадавших могут оказаться не только небольшие СК, но и лидеры рынка. «Как минимум у трех компаний из первой пятерки, фигурирующих в рейтингах, могут возникнуть колоссальные проблемы после подведения финансовых результатов по итогам 2009 года. Их дальнейшая судьба будет зависеть от решений акционеров: согласятся ли они и в будущем году терпеть убытки или предпримут жесткие меры», — отметил директор по страхованию ООО «Рэндл Консалтинг» Ярослав Кырылив.

Не рассчитывая более на быстрое восстановление банковского кредитования, страховщики займутся активным поиском альтернативных вариантов продаж. «По настоящему адекватной заменой банковскому каналу является выход СК на рынок прямых продаж населению через агентскую сеть. На это нужны время и ресурсы», — полагает Александр Куленич. «Возможно, в 2010 году нам стоит ожидать возобновления развития агентских сетей компаниями как единственно возможного способа поддержать розничные продажи», — согласен с ним Ярослав Кырылив. Правда, сделать это смогут немногие СК: в первую очередь те, которым удастся получить вливания от акционеров.