«Из-за кризиса мы передумали покупать целый ряд бизнесов, но футболистов приобретать продолжаем», - рассказывает собственник группы DCH Александр Ярославский. Он вошел в футбольный бизнес пять лет назад, заплатив за ФК «Металлист» $1,5 млн. Сейчас только трансферная стоимость игроков его команды составляет $70 млн, а годовой доход от телевизионных трансляций оценивается в $1 млн.

За последние несколько лет суммы, вращающиеся в отечественном футболе, значительно возросли. Пример мадридского «Реала» или «Манчестер Юнайтед», чья годовая выручка превышает $500 млн, вдохновляет собственников украинских клубов на поиск способов увеличения финансовой отдачи. Чтобы заполучить большую долю перспективного футбольного рынка, бизнесмены сражаются за переговорным столом с не меньшим запалом, чем их игроки на поле. Сейчас основные баталии разыгрываются вокруг продажи прав на телетрансляцию матчей и справедливости судейства. При этом бизнесмены делают ставку на такие центры доходности клубов, как реализация билетов и атрибутики, премии от выступления в еврокубках и привлечение спонсоров.
 

Красивая картинка


Игорь Коломойский раньше имел славу большого любителя баскетбола, но с недавних пор он переключился на футбол. Причем его фанатской страсти может позавидовать не один итальянский тиффози. Неожиданный визит расстроенного Коломойского в раздевалку главного судьи после проигранного днепропетровцами матча продемонстрировал, насколько ему не безразлично то, что происходит на поле. Пример бизнесмена оказался заразительным. Напомнить арбитрам о своих незаурядных боксерских навыках не замедлил и Ринат Ахметов. А главный тренер ФК «Ворскла» Виктор Павлов для устрашения приоткрыл тайну борцовского прошлого своего президента - миллиардера Константина Жеваго. Тон насилия, заданный собственниками клубов, отображает страсти, которые кипят в украинском футболе, но имеет он скорее строго рассчитанную финансовую, а не азартную основу. Ведь ангажированность судейства мешает собственникам клубов увеличивать рейтинг телевизионных трансляций, громкими победами привлекать армию болельщиков и таким образом приближать час воплощения своей заветной мечты - получения прибыли от хобби.

В выручке самых богатых клубов планеты доходы от продажи права телевизионных трансляций матчей составляют в среднем около 30%. Собственники украинских команд до недавнего времени телевизору уделяли меньше внимания, зарабатывая, в основном, на продаже игроков и премиальных от выступления в еврокубках. Так, даже по итогам очень успешного для ФК «Шахтер» прошлого сезона доход от продажи телевизионных прав - около 6 млн. грн. - составлял лишь 8% от общей выручки клуба. Но даже этот невысокий показатель в четыре раза превысил прибыль от трансляций сезона 2007/2008 года.

Первоочередной задачей Премьер-лиги стало увеличение доходов клубов от телетрансляций. Поэтому недавнее переизбрание президентом лиги Виктора Данилова стало тактическим успехом Рината Ахметова, который контролирует ТРК «Украина» и лоббировал эту кандидатуру. Такой расклад не удовлетворяет Игоря Коломойского и Игоря Суркиса (ФК «Динамо»), которые вместе контролируют телевизионный пул, созданный из телеканалов «ТЕТ» и «1+1». Из-за конфликта сегодня украинские команды продают свои права на трансляцию двум разным телекомпаниям. При этом пул Игоря Коломойского, по признанию Александра Ярославского, платит около $1 млн, что в пять раз больше, чем формальный победитель тендера Премьер-лиги - ТРК «Украина».

Ринат Ахметов и Игорь Коломойский хотя и являются антагонистами в сегодняшнем околофутбольном конфликте, тем не менее своим спором заряжают окружающих оптимизмом. Их борьба дает четкий сигнал: на футболе таки можно зарабатывать. Александр Ярославский сознается, что изначально воспринимал ФК «Металлист» как дорогую игрушку, но теперь, наблюдая за Ринатом Ахметовым, изменил свое мнение. Неясным остается только вопрос, когда именно футбольные клубы превратятся в генерирующие прибыль активы. Ярославский, например, дает срок 10 лет.
 

Европа платит


Разузнать о статьях бюджетов украинских клубов на нынешней стадии их развития - нереально. Известно лишь, что все они дефицитны, а фонд зарплаты футболистов и тренеров достигает 40-50% издержек. По приблизительным подсчетам, бюджеты большинства клубов колеблются в пределах $5-6 млн, а входящих в топ-пятерку чемпионата клубов «Динамо», «Шахтер», «Днепр», «Металлист», «Металлург» (Донецк) - от $80 млн до $15 млн. Более-менее прозрачно обстоят дела только у ФК «Шахтер». Согласно ежегодному отчету донецкой команды, в сезоне 2008/2009 общий доход составил 280 млн грн. При этом одной из ключевых статей выручки были «бонусы» от УЕФА - 98 млн грн.

Доходы от еврокубковых баталий в бюджетах украинских клубов занимают несравнимо большую долю, чем в топ-командах мирового уровня. Например, выигранная клубом Рината Ахметова в прошлом сезоне сумма - $16 млн - более чем в два раза превышает доход, полученный от спонсоров и рекламы. Среди остальных украинских клубов хорошим урожаем на европейских полях может похвастаться также ФК «Металлист», который пополнил свой бюджет на $760 тыс., а также киевское «Динамо» - $12,2 млн.

Евроарена привлекает отечественные команды не только заманчивыми призовыми, но и ростом рейтинга телетрансляций, а также повышенным интересом спонсоров. Через год-два клубный рейтинг страны может позволить увеличить представительство украинских клубов в евротурнирах до шести команд. Если это произойдет, уровень коммерциализации футбола в Украине значительно повысится.
 

Продать человека


Инвестиционный управляющий КУА «Бонум групп» Аудрюс Мицюкявичус рассматривает рекордные затраты мадридского «Реала» на приобретение Роналдо и Кака в прошлом межсезонье за 150 млн евро как пример правильного инвестирования. Учитывая инфляцию, а также постоянный рост финансового потока на мировом трансферном рынке, стоимость этих игроков уже через два года значительно превысит потраченную испанцами сумму. Фактически президент «Реала» таким образом попросту сохраняет деньги клуба от обесценивания.

Благодаря активной трансферной политике на Западе продажа игроков стала традиционно ключевой статьей доходов для клубов многих восточноевропейских стран. Зарабатывать на своих воспитанниках хорошие деньги могли бы и украинские команды калибра «Карпат» и «Арсенала». Но серьезно инвестируют в создание футбольных школ пока только самые богатые - «Шахтер» и «Динамо». Они же и получают от этого очень весомую финансовую отдачу. Например, сумма, вырученная от продажи прошлым летом Дмитрия Чигринского «Барселоне» ($38 млн.), значительно превышает годовой бюджет такого клуба, как «Днепр».

Между тем клуб Игоря Коломойского стал единственной командой, чьи издержки на покупку игроков в прошлом межсезонье существенно превысили доход от продажи. Причем сразу на $11 млн, что составляет четвертую часть трансферной стоимости всей команды. У собственников «Шахтера» и «Динамо» тяга к экономии и оптимизации издержек победила. Оба клуба на трансферах заработали $52 млн и $2 млн соответственно. Впрочем, решение Рината Ахметова выглядит вполне логичным, ведь его клуб два года назад удивил весь мир, потратив на приобретение игроков рекордные для стран СНГ $90 млн., и теперь лишь компенсирует затраты.
 

Кошелек фанатов


Константин Жеваго свято верит, что рано или поздно принадлежащий ему ФК «Ворскла» станет самодостаточным бизнесом. Но пока бизнесмен вынужден констатировать, что возможности выживать самостоятельно клуб не имеет. Жеваго утверждает, что адекватной денежной выручки от реализации билетов и атрибутики все еще нет, даже вопреки тому, что команда в прошлом сезоне выиграла Кубок Украины.

Как зарабатывать на билетах и атрибутике, бизнесмену стоит поучиться у Рината Ахметова. Собственник СКМ потратил несколько миллионов долларов на внедрение на «Донбасс Арене» единой электронной системы платежей - от кассы с билетами до парковки автомобиля и фастфуда. За сколько времени окупится данное нововведение, покажет уже первый финансовый отчет донецкого стадиона, но Ринат Ахметов неплохо зарабатывал на фанатах и в прошлом сезоне. Так, в марте 2009 года была создана компания «Шахтер-Трейдинг», занимающаяся розничной продажей атрибутики через сеть фирменных магазинов. По итогам прошлого сезона доход от ее реализации - 10,6 млн грн - составил 15% от общей выручки клуба. Это весомый показатель, поскольку на продаже билетов клуб заработал лишь на один миллион больше, хотя собирает на стадионе наибольшую среди всех украинских команд аудиторию - 19 тысяч человек в среднем за матч. «Основные усилия сегодня клуб концентрирует на популяризации нашего бренда в стране посредством территориального развития сети фирменных магазинов. Та система распространения наших товаров, которая реализуется сейчас, включая и активную продажу через интернет, в прошедшем сезоне позволила нам иметь постоянно растущий уровень доходов», - рассказывает коммерческий директор «Донбасс Арены» Дмитрий Кириленко.

На атрибутику пытается сделать ставку и Александр Ярославский. Возле стадиона «Металлист» бизнесмен построил огромный, по меркам обычных «фирменных точек», магазин Fan store. Делая ставку на такие центры доходности, как реализация билетов и продажа атрибутики, собственники украинских клубов понимают, что первоочередной задачей для достижения этой цели является создание армии лояльных болельщиков. Немаловажную роль в этом процессе играет личный имидж президентов клубов, поэтому их комментарии по поводу любимой игры можно услышать гораздо чаще, чем по поводу сокращения штата на предприятиях либо инвестиций в промышленность.

Вступительный билет в футбольный бизнес пока еще можно купить относительно недорого. Выставленный на продажу клуб первой или второй лиги можно найти даже в интернете. Так, в начале 2009 года футбольный клуб «Княжа» вместе с футболистами и тренировочной базой продавался в сети за $30 млн. Намного сложнее потом эти деньги вернуть. Ведь чем громче победы, тем больше они стоят.

 

Мнение участника рынка


Вадим Галаган, директор по развитию Премьер-лиги

Клубный футбол в Украине может приносить прибыль. Прежде всего нам нужно постепенно приучать болельщика платить за футбол. Для того чтобы добиваться результата, нужно соединить разные факторы: объединение коммерческих прав клубов в единый пакет для их эффективной совместной реализации, развитие украинской экономики и внутреннего медиарынка, улучшение футбольной инфраструктуры, и, главное, менталитета футбольных болельщиков - главного нашего потребителя. Они должны быть готовыми платить как за билеты на стадион и футбольную атрибутику, так и за возможность просмотра качественных футбольных трансляций. Кроме того, важен и уровень зрелища, которое получает потребитель.

Наша организация создана для того, чтобы увеличить доходность украинского клубного футбола. Мы осознаем, что есть проблемы. Во всем мире львиная доля дохода клубов - продажа телевизионных прав, у нас же внутренний медиарынок не готов пока платить за них адекватные суммы. Сейчас мы заключили контракт по международной реализации медиаправ Премьер-лиги с известной маркетинговой компанией IMG. Права на трансляции матчей  чемпионата Украины уже покупают в России, Румынии, Польше и Армении. Кроме того, когда коммерческая логика победит политическую и появится единый пул прав всех без исключения клубов, наша работа станет еще более результативной.

На сегодняшний день структура доходов футбольных клубов в Украине и за рубежом абсолютно разная. Основные статьи доходов отечественных клубов - спонсорские поступления, аренда-продажа игроков и доходы от участия в европейских кубках. В Европе же все по-другому. Там клубы в основном зарабатывают на реализации телевизионных прав, билетов и абонементов на матчи, клубной атрибутики, сувениров и т. д. Мы также должны стремиться к этому.
 
 

Мнение собственника футбольного клуба


Александр Ярославский, владелец и президент ФК «Металлист»

Вы воспринимаете ФК «Металлист» как бизнес-проект, который должен окупаться, или как хобби?

Сегодня я занимаюсь клубом скорее для души.

Считаете ли вы, что в Украине футбольные клубы смогут стать прибыльными?

Думаю, что могут стать прибыльными, но когда - трудно сказать. Наверное, лет через десять.

Что мешает украинским футбольным клубам быть прибыльными уже сегодня?

Собственники клубов мало работают над коммерциализацией футбола. Необходимо сосредотачивать усилия на своих клубах, улучшать их инфраструктуру. Но самое главное - привлекать зрителя, ведь основной источник дохода - это болельщики.

Что сегодня приносит собственнику клуба наибольший доход?

Премии от выступления в европейских турнирах.

На какие центры доходности будете делать ставку вы?

«Металлист» будет делать ставку на болельщиков. Наша задача - обеспечить на матч 40 тысяч зрителей. Благодаря этому заинтересуются и телевизионные каналы, и рекламные компании, вырастет доход и от продажи билетов, и от реализации футбольной атрибутики. Если на трибунах сидят 500 человек, то такие клубы никому не нужны.

Во сколько вы сегодня оцениваете ФК «Металлист»? Какова его рыночная стоимость?

Я оцениваю свой клуб по его трансферной стоимости (согласно данным портала Transfermarkеt, сейчас это около 46 млн евро. - Ред.)

Ваша реакция на избрание Виталия Данилова президентом Премьер-лиги?

Мое мнение по поводу Данилова не изменилось. Это выбор «Шахтера», «Ворсклы» и 11 клубов, которые его избрали. Это их лицо. «Металлист» уважает мнение своих коллег по футболу, поэтому никакого демарша с нашей стороны не будет.

Вы считаете справедливым утверждение, что «в футбол деньги не играют»?

Я считаю, что в футболе, как и в любом другом бизнесе, можно засыпать проект деньгами, а он окажется убыточным. Вопрос хорошего менеджмента является главным.

ЦИФРЫ:

- 4% cоставила доля доходов от продажи билетов и абонементов в общей структуре выручки ведущих украинских клубов

- До $1 млн в год зарабатывают украинские клубы от продажи прав на телевизионную трансляцию матчей

- $4 млн в год – самая большая зарплата футболиста в украинском клубе (Дарио Срна из ФК «Шахтер»)