С 1 января 2010 года в Украине заработает централизованная база данных по «автогражданке». Ее внедрение выгодно всем: страховщикам поможет успешнее бороться с мошенниками, Госфинуслуг — оперативно отслеживать ситуацию на рынке «автогражданки», а клиентам — быстрее получить страховую выплату.

Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБУ) на этой неделе уже начало подготовку страховщиков к работе с этой базой данных. «С 8 по 22 декабря специалисты страховых компаний пройдут учебу в МТСБУ по этому поводу, а с 1 января 2010 года централизованная база данных владельцев полисов ОСАГО вводится в промышленную эксплуатацию», — сообщил «ДЕЛУ» заместитель гендиректора МТСБУ Иван Гуминский.

Заместитель гендиректора МТСБУ Иван Гуминский отмечает, что с нового года страховщики должны будут в онлайн-режиме заполнять общую базу данных МТСБУ за текущий и прошлые периоды своей работы на рынке «автогражданки». Компании будут вносить в базу информацию о клиентах, полисах, автомобилях, регрессных исках, страховых случаях и выплатах по ОСАГО.

Мошенникам назло

«С помощью этой базы данных потерпевшие в ДТП смогут быстро выяснить, был ли ударивший их автомобиль на момент аварии застрахованным, а это, в свою очередь, поможет ускорить урегулирование убытков. Страховщики, со своей стороны, смогут отслеживать полную картину страховых случаев и выплат по полисам ОСАГО, что позволит им адекватно оценивать свои риски и избегать случаев мошенничества», — объясняет выгоды президент МТСБУ Владимир Романишин. По его словам, база данных пригодится и самому регулятору — для более детального и оперативного мониторинга рынка «автогражданки»: кто из страховщиков добросовестно платит возмещения, а кто затягивает с выплатами.

Сами страховщики считают, что средства, потраченные ими на создание и поддержание работы такой базы, окупятся с лихвой. «В принципе, это не такие большие затраты для компании, работающей на рынке ОСАГО. Зато общая для всех база данных поможет быстро выявить мошенников, пытающихся незаконно получить страховые выплаты, причем сразу в нескольких компаниях», — говорит заместитель гендиректора страхового общества «Илльичевское» Юрий Волосюк. Сегодня же, по его словам, страховщикам, заподозрившим клиента в таких неблаговидных действиях, приходится рассылать письма по другим компаниям с просьбой поделиться информацией. При наличии же общей базы данных выявить мошенников будет намного проще.

«Кроме того, общая база данных поможет компаниям относиться более лояльно к тем клиентам, которые не попадают в ДТП. Ведь сегодня страховщики к каждому новому страхователю относятся с подозрением: а не обманывает ли он компанию, утверждая, что раньше ездил безубыточно? В итоге в стоимость его полиса закладывают дополнительные риски», — добавляет гендиректор компании «QBE Украина» Олег Сосновский.

ГАИ подключат позже

Представители страховых компаний надеются, что в будущем централизованную базу данных МТСБУ присоединят к базе данных ГАИ. Это позволит сделать процесс урегулирования страховых событий по полисам ОСАГО еще более быстрым и прозрачным. «Такая база ускорит получение информации от ГАИ об аварии с участием владельца полиса ОСАГО. А также сделает процесс определения, кто прав, а кто виноват в ДТП, более прозрачным», — говорит зампредправления страховой компании «Инго Украина» Александр Мацак.

По словам Владимира Романишина, базы данных МТСБУ и ГАИ планируется объединить к середине 2010 года.

 

Как создавали «информатора»

Создание централизованной базы данных по «автогражданке» предусмотрено законом об ОСАГО, принятым еще в 2005 году. Тот факт, что база заработает только пять лет спустя, в МТСБУ объяснили трудоемкостью процесса: мол, пока разработали программное обеспечение, приобрели оборудование для хранения информации и ее защиты от постороннего вмешательства, прошел не один год. К тому же раньше сами страховщики не были готовы к обмену данными, в этом просто не было потребности: объемы собранных премий существенно превышали выплаты, поэтому на убытки от мошенничества компании смотрели сквозь пальцы.

Некоторые участники рынка называют другую причину затягивания: в МТСБУ не угадали с разработчиком программного обеспечения (компания «Приоком»), который, получив за свои услуги около 900 тыс. грн., всячески оттягивал выполнение взятых на себя обязательств. В итоге МТСБУ отказалось от услуг «Приокома», доверив разработку софта другой IT-компании.

По данным МТСБУ, на создание базы данных было потрачено около 3 млн. грн. Кроме того, с нового года страховые компании начнут дополнительно отчислять средства на ее содержание, но сколько именно, в МТСБУ не сообщают.


3 млн. грн.было потрачено на создание базы данных владельцев полисов ОСАГО.

Данные МТСБУ