Киевские компании до последнего оттягивают момент закупки корпоративных подарков. Продавцы опасаются, что нынешний сезон может оказаться хуже прошлого, уже кризисного, так как тогда бюджеты для новогодних поздравлений были сформированы заблаговременно, причем предприятия распределяли деньги еще в сравнительно благополучные времена, поэтому особо не экономили. Но даже те, кто подвергся паническим настроениям и урезал «поздравительную» смету, к началу декабря 2008 г. уже сформировали заказы. Сейчас же потенциальные клиенты лишь интересуются представленным у поставщиков ассортиментом.
Как сказала менеджер фирмы Bodo Юлия Некипелова, многие компании пока не определились, стоит ли вообще тратиться на поздравления и какую сумму для этого выделить. «Те же, кто уже сформировал бюджет, уменьшили расходы на корпоративные подарки на 70%», — отмечает директор компании «Бюрократ» (сувенирная продукция и канцелярия) Алексей Филимонов, добавляя, что в целях экономии были серьезно сокращены и списки одариваемых. Большинство фирм исключили из них собственных сотрудников и нестратегических для бизнеса партнеров и клиентов. Нередко дело доходит до абсурда. Из перечня претендентов на подарки вычеркивают тех, кто несвоевременно оплачивает услуги компании либо как-то «насолил» в уходящем году ее руководству.
Директор мегапортала подарков «Ух ты» Ольга Немина говорит, что продажи корпоративных подарков в 2009 г. вдвое ниже прошлогодних. Больше всего экономят на новогодних поздравлениях мелкие компании, многие из которых вообще решили не тратиться на них. Заметно скупее стали финансисты, которые в минувшие годы закупали дорогие сувениры. Более-менее стабильные бюджеты сохранили разве что представительства иностранных фирм. В интернет-магазине Podarkoff рассказали, что среднестатистическая компания готова потратить на корпоративный подарок до 100-120 грн. на человека. По словам менеджера по корпоративным заказам UFL Екатерины Лищинер, у них стоимость массовых подарков стартует с 50 грн., а VIP — с 300-500 грн. Причем клиенты, массово урезав расходы на сувениры эконом-класса, по-прежнему не экономят на элитной продукции.
Заметно изменились и предпочтения заказчиков. Офисная и канцелярская продукция, которая раздаривалась в прошлые годы, сейчас не пользуется большим спросом, так как стоит дорого, а смотрится банально и остается неоцененной одариваемыми. Эксперты отмечают резкое сокращение заказов и на фирменные календари. Те же, кто все-таки решил напомнить партнерам по бизнесу о себе таким образом, заметно уменьшили тиражи. «Если ранее календари печатались «про запас», то сейчас — исключительно под список получателей, что, как правило, на треть меньше», — сообщил Алексей Филимонов. По его словам, в течение последних двух лет на корпоративном подарочном рынке все явственнее прослеживается тенденция спроса на оригинальные безделушки (необычно оформленные офисные аксессуары, шуточные сувениры и пр.). «Ранее клиенты готовы были соответственно оплачивать нестандартные подарки, в этом же сезоне задача усложнилась — они просят упаковать креативные идеи, но по минимальной цене», — сетует г-н Филимонов.
На первый взгляд, выбор корпоративных новогодних подарков в столице весьма широк. Их предлагают несколько десятков специализированных магазинов и около сотни компаний, торгующих канцелярией, сувенирами и полиграфической продукцией. Все активнее на «поздравительные» бюджеты претендуют непрофильные фирмы — продавцы алкоголя, шоколада, новогодних игрушек и даже услуг (с прошлого года в Киеве начали продавать подарочные пакеты, включающие, к примеру, посещение салона красоты, урока водительского мастерства и пр.). Их азарт понятен. Даже несмотря на заметно оскудевшие бюджеты, в этом году столичные компании потратят на новогодние подарки не менее 10 млн грн. Тем не менее потенциальные клиенты жалуются, что выбор поздравительной продукции в нынешнем сезоне крайне скуден. Директор по развитию бизнеса и PR компании «Ильяшев и Партнеры» Лидия Маркова говорит, что найти оригинальные статусные подарки в городе непросто, а то, что предлагается, нередко явно переоценено продавцами. Алексей Филимонов отмечает, что в этом году немногие дистрибьюторские компании подготовились к сезону — у большинства склады так и остались полупустыми. «Ассортимент продукции крайне узок. Тем, кто гонится за оригинальностью, предлагают поставки под заказ, но это подразумевает большие партии и соответствующую стоимость. Остальные вынуждены довольствоваться тем, что есть», — поясняет эксперт.
Инертность поставщиков связана как с дефицитом оборотных средств, так и с нежеланием рисковать. В минувшем году, готовясь к праздникам, они забили склады безделушками, часть которых остается нереализованной до сих пор. Кроме того, практически вся продукция, позиционирующаяся в качестве подарочной, импортная. Соответственно, колеблющиеся