В подавляющем большинстве случаев регулятор применял данную меру к союзам, которых нельзя было найти по адресу, указанному в документах на регистрацию. Из 42 без «места жительства» оказалось 37 союзов.
Регулятор объясняет всплеск своей активности именно сейчас тем, что ранее проводились проверки с целью убедиться в отсутствии учреждений по месту «прописки». А это требует и подготовки, и времени. «Многие из этих союзов прячутся от своих вкладчиков, и к нам поступали на них жалобы. А от многих мы длительное время не получали никакой отчетности и вообще не знали, существуют ли они. Как только поступили результаты инспекций — Комиссия принялась за чистки», — объяснил «Делу» глава Госфинуслуг Виктор Суслов.
Вместе с тем эксперты развернувшуюся кампанию по изгнанию с рынка союзов-«невидимок» объяснили тем, что Минюст в этом году наконец-то развязал Госфинуслуг руки. Дело в том, что раньше Комиссия могла исключить из реестра и аннулировать свидетельство только тому союзу, который либо сам этого хотел, либо пре-доставил при регистрации неправдивую информацию. «А за отсутствие по месту регистрации или за систематическую неподачу данных Госфинуслуг не могла принудительно исключить союз», — рассказывает президент объединения кредитных союзов «Программа защиты вкладов» Андрей Оленчик, ранее возглавлявший департамент надзора за кредитными союзами в Госфинуслуг.
Поэтому, по его словам, регулятор с 2004 по 2008 годы смог исключить из Госреестра всего около 60 кредитных союзов, хотя Комиссии было известно о том, что как минимум 120-150 союзов на рынке не ведут деятельность.
Большинство участников отнеслись к началу очищения рынка от союзов-«невидимок» положительно. «По нашим оценкам, таких союзов сегодня насчитывается около 150-180, и Комиссия очень правильно сделала, начав чистку этого ненужного балласта», — считает Андрей Оленчик.
С ним согласен и президент Национальной ассоциации кредитных союзов Украины Петр Козинец. «Среди этих союзов есть такие псевдокооператоры, которые ни перед кем не отчитываются, но при этом ведут деятельность, причем весьма сомнительную. Поэтому действия Комиссии по очистке рынка от них считаю правильными», — говорит он.