Конкурс справок
Министерство образования озвучило первые итоги рейда чиновников, проверяющих законность зачисления льготников отечественными вузами. Как оказалось, слухи о том, что справки, дающие право на внеконкурсное поступление, во время нынешней кампании массово продавались и покупались, не так уж далеки от истины. У контролеров возникли замечания более чем к 60 вузам из 134 проинспектированных. Среди них как ведущие национальные университеты (Киево-Могилянская академия, КПИ, Университет им. Драгоманова, Национальный транспортный университет), так и региональные учебные заведения (Запорожский национальный университет, Таврический университет им. Вернадского, Донецкий национальный университет, Одесский политехнический университет). Больше всего подозрений у проверяющих вызвали справки льготников об инвалидности, есть вопросы также к достоверности документов, поданных детьми шахтеров, которые в этом году также получили право на привилегии. По данным МОН, на бюджетные отделения государственных вузов вне конкурса поступили на 1 тыс. детей-инвалидов больше, чем в прошлом году (5,9 тыс.). Причем многим справки о плохом состоянии здоровья были выданы едва ли не накануне вступительной кампании, что заставляет чиновников сомневаться в их подлинности. Среди первокурсников стало больше и сирот (5,8 тыс. против 4,3 тыс. в 2008 г.), однако процент липовых документов в данном случае намного ниже, чем с медицинскими справками. Скорей всего, потому, что выявить подделку тут сложнее (справки, подтверждающие, что человек является сиротой, выдаются по требованию и поэтому, как правило, датированы недавним числом). Шахтерских детей, пожелавших получить диплом о высшем образовании, на первый курс поступило более 3 тыс. человек, причем немало справок не содержат информации о стаже работы родителей под землей, а некоторые бумаги вообще показались контролерам сомнительными.
В министерстве отмечают, что отдельные вузы были слишком уж благосклонными к льготникам. Если в среднем по стране вне конкурса стали студентами порядка 5% поступающих, то, к примеру, в Криворожском экономическом институте (подразделение КНЭУ) таковых более 25%. В Житомирском государственном университете им. И. Франко, Харьковском национальном педагогическом университете им. Г. Сковороды и Харьковском национальном экономическом университете льготников более 15%. Свыше 10% первокурсников поступили вне конкурса в Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Волынский национальный университет им. Л. Украинки, Национальный горный университет, Криворожский технический университет. Дети шахтеров массово осели в вузах Днепропетровской, Донецкой, Харьковской и Львовской областей. К примеру, в Национальном горном университете они составляют более 60% всех льготников, в НУ «Львовская политехника» — порядка 20%, в Национальной академии им. Ярослава Мудрого — 27%.
Подозрения чиновников должны окончательно подтвердить либо опровергнуть правоохранительные органы — соответствующие дела уже переданы в прокуратуру. Если нарушителей уличат в подделке документов, дающих право на приоритетное поступление, им грозит отчисление из вуза и судебное разбирательство. Некоторые вузы не стали ждать, пока грянет гром, и сами предлагают первокурсникам, заподозренным в нечестности, освободить места на бюджетном отделении, переведясь на контракт. Но скептики сомневаются, что чистки будут массовыми. Скорее всего, дело ограничится несколькими показательными отчислениями.
Тариф на поступление
В случае доказанной причастности к махинациям учебному заведению может грозить аннулирование лицензии. На данный момент МОН удалось выявить с высокой долей достоверности лишь некоторые примеры неоправданной лояльности преподавателей к абитуриентам. Так, в Тернопольском национальном педагогическом университете им. В. Гнатюка в личных делах четырех принятых вне конкурса детей-сирот не обнаружилось документов, подтверждающих данный статус. Приемная комиссия Днепродзержинского государственного технического университета зачислила семерых лже-чернобыльцев. По слухам, убедить преподавателей закрыть глаза на липовые справки, а то и отсутствие таковых, в этом году можно было за $5–10 тыс. в зависимости от статуса вуза. Документы в соответствующих структурах (лечебно-консультативных комиссиях, органах социальной защиты населения и пр.) продавались по $1–4 тыс.
Как показывает практика, потраченные средства абитуриенты решили использовать с максимальной отдачей. Львиная доля льготников претендовали на наиболее престижные специальности. К примеру, в некоторых вузах (Днепропетровский национальный университет, Криворожский экономический институт, Украинский государственный химико-технологический университет, Тернопольский национальный экономический университет, «Львовская политехника») по направлениям «Учет и аудит», «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Экономика предприятий», «Международная экономика» среди зачисленных на первый курс оказалось до 25–45% студентов со справками.
Факультеты международных отношений, психологии и политологии Днепропетровского национального университета вообще наполовину состоят из льготников, а на направлении «Социальная работа» таковых около 70%. Аналогичная ситуация на юридических факультетах Криворожского экономического института и Ужгородского национального университета, а также на психологическом в Житомирском государственном университете.
Вузы пытаются выйти сухими из воды. Ответственный секретарь приемной комиссии Донецкого национального университета Валентина Дроботенко в интервью «ДС» сообщила, что официального документа, в котором бы содержалась информация о тех или иных нарушениях со стороны вуза им из профильного министерства не поступало. Хотя в учебном заведении из 1250 зачисленных на первый курс 370 — льготники, г-жа Дроботенко утверждает, что все справки проверялись самым тщательным образом: к примеру, от шахтерских детей, помимо общепринятой справки с места работы одного из родителей, требовали еще и трудовую книжку с подтвержденным стажем не менее 15 лет.
Ей вторят представители Таврического университета им. Вернадского, по словам которых наплыв льготников в этом году действительно был очень большим, причем многих поступающих приемная комиссия уличила в липовых справках. Скажем, вместо двух мокрых печатей и вывода об инвалидности главой ЛКК предоставлялись документы, завизированные лечащим врачом. «Но все подобные случаи преподаватели пресекли на корню еще не этапе подачи документов», — говорят в учебном заведении.
Ответственный секретарь приемной комиссии Киево-Могилянской академии Вячеслав Невинчанный уверен, что проверять подлинность справок — не преподавательское дело. «Вуз просто не в состоянии это сделать, нужно либо командировать человека в регион, по месту выдачи документа, либо иметь доступ к закрытым базам данных соответствующих структур, что сегодня нереально», — считает он. Эксперт видит причину массовых нарушений с льготами в этом году в отсутствии единой формы справок: абитуриенты из разных областей Украины привозили «свои» бланки. Представители университета еще во время проведения вступительной кампании обращались в МОН с просьбой унифицировать справки, но ответа так и не получили. Впрочем, по словам г-на Невинчанного, о масштабности подделок косвенно свидетельствует и следующий факт: когда Киево-Могилянская академия во всеуслышание объявила о тщательной проверке справок, из 130 льготников в вузе остались 23, а остальные поспешили забрать свои документы.
В министерстве обещают решить эту проблему уже в следующем году. Чиновники утверждают, что работают над едиными бланками документов, дающих право на льготы. Кроме того, они направили в Министерство труда и социальной политики предложение создать электронную базу детей, претендующих на внеконкурсное поступление, что позволит вузам оперативно проверять законность статуса абитуриентов.