Лондон себя исчерпал
Разногласия возникли после того, как комиссаром нового единого регулятора – Европейского совета по системным рискам – в начале этой недели стал бывший министр сельского хозяйства Франции Мишель Барнье. Президент Франции Никола Саркози растолковал это как признание ошибок, совершенных нынешним финансовым центром Европы – Лондоном.
«Кризис был обусловлен недостатками англосаксонской модели. Ради всего мира я хочу, чтобы победу одержала европейская модель, которая не имеет ничего общего с излишками финансового капитализма», – заявил Саркози, намекая на необходимость перенесения финансового центра из лондонского Сити на континент.
В Лондоне это вызвало возмущение. «На кону по меньшей мере полмиллиона рабочих мест и налоговые поступления, которые дадут больше чем что-либо еще для наполнения казны после этой рецессии», – заявил представитель Британской ассоциации банкиров.
Министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг через британскую газету Times призвал сохранить финансовый центр в Сити: «Лондон, нравится это остальным или нет, – единственный конкурент Нью-Йорка в качестве по-настоящему глобального финансового центра. Никакая другая деловая столица Европы не предлагает такого спектра услуг. В интересах всей единой Европы обеспечить процветание вместе с ближайшими партнерами».
В четверг Дарлинг выразил удовлетворение решением европейских министров, Кристин Лагард также назвала соглашение компромиссом.
Нью-Йорк – безупречный лидер
Впрочем, цели и планы европейских властей могут не оправдаться. В ближайшие два года мировым финансовым центром останется Нью-Йорк, уверены инвесторы, трейдеры и аналитики, являющиеся подписчиками терминала Bloomberg. Второе место по привлекательности ведения бизнеса занял Сингапур, тем самым сместив на третью строку Лондон. Одной из причин утраты британской столицей своих позиций стало ужесточение регулирования инвестиционно-банковского сектора и порядка выплат бонусов. По мнению экспертов, финансовые власти США в отличие от Великобритании будут проще смотреть на рисковые операции. «Очевидно, что и Нью-Йорк, и Лондон пострадают, но Великобритания пострадает сильнее», – цитировал Bloomnberg слова стратега брокерской компании Newedge Group Ричард Нолан.
Новые финансовые институты Европы будут контролировать действия органов контроля и надзора в отдельных странах и координировать их в кризисных условиях, а также разрешать споры между странами. При этом за повседневной деятельностью банков и других финансовых компаний будут наблюдать национальные правительственные организации. Впрочем, до того как деятельность новых агентств будет узаконена, она должна получить одобрение Европарламента, где может столкнуться с критикой.