Цены на золото обречены на падение
Цена на золото обычно формируется под влиянием нескольких факторов одновременно. Наиболее сильными традиционно считают три основных: геополитические риски, вероятность ослабления или девальвации валют, а также рост или снижение цен на базовые сырьевые товары. С переменным успехом данные факторы оказывают свое влияние на драгоценный металл, заставляя цену на него расти или снижаться. Иногда золото становится валютой, защищая от обесценивания бумажных денег, иногда производным сырьем, а иногда защитным инструментом, который позволяет уберечь капитал от краха в условиях экономической или геополитической нестабильности.
Многие тысячи лет золото являлось универсальным платежным средством, которое никогда не теряло полностью своей стоимости и позволяло обменивать себя на товары, услуги, или гарантировать какие-либо иные активы. До последнего времени наиболее известным моментом в истории золота является 1980 г., когда совпало сразу несколько факторов, влияющих на рынок. Котировки золота поднимались до отметки 850 долларов за тройскую унцию, а минимальная цена в этот год была зафиксирована на уровне 495,2 долларов. Если же учесть инфляцию за прошедшие годы, то реальная цена в сегодняшних долларах составляла бы 2220 и 1293 долларов за тройскую унцию, соответственно. Революция в Иране и конфликт Тегерана с США, высокие темпы инфляции в США (13,58% в 1980 г.) и намечающаяся глубокая рецессия, ассоциируемая с глобальной экономической нестабильностью, стали главными силами, обеспечившими взлет цены на золото.
Примечательно, что даже финансовый кризис 1997 – 1998 гг. не смог повторить рекордов золота. В этот период цена на металл колебалась в диапазоне 326 – 254 долларов за тройскую унцию. С учетом инфляции 428 – 335 долларов. В 2001 г., когда США находились в состоянии рецессии, а 11 сентября того года рухнули башни Всемирного Торгового Центра, цена на золото была даже ниже кризисного периода 1997 – 1998 гг. Однако с тех пор золото начало уверенно расти в цене.
Новое дыхание желтый металл получил от текущего глобального экономического кризиса. 17 марта 2008 Г., когда инвестиционный банк Bear Stearns за скромную сумму был куплен банком JP Morgan, чтобы не допустить коллапса одного из столпов Wall Street, цена на золото взлетела до уровня в 1032 долларов за тройскую унцию. Затем постепенно снижалась до августа, хотя и подходила к отметке в 1000 долларов в июле, когда американский доллар опустился до минимального исторического значения 1,6038 долларов за евро. Затем в августе был провал до 700 долларов за тройскую унцию и рекордные объемы экспорта физического золота в Индии, составившего 98 т.
Очередной всплеск интереса к металлу произошел на фоне банкротства Lehman Brothers, но вновь отметка в 1000 долларов осталась не взятой. Уже после сентября 2008 г. инвесторы бросились спасать свои средства, вложенные в различные инвестиционные структуры, которые были вынуждены закрывать свои позиции на рынке, чтобы выплатить наличные своим клиентам. Тогда цена на золото испытала новый обвал. Желтый металл провалился ниже уровня в 700 долларов, а платина подешевела до 750 долларов за унцию. Однако уже тогда начали формироваться условия, которые привели к сегодняшнему ажиотажу вокруг золота.
Чтобы спасти финансовую систему и всю экономику от краха, власти США были вынуждены принять ряд стимулирующих и спасательных программ, которые говорили лишь то, что Белому дому потребуются громадные суммы, которые выльются в астрономические показатели бюджетного дефицита. В начале 2009 г. банк Goldman Sachs оценивал бюджетный дефицит на 2009 финансовый год в размере 1,86 трлн долларов, а объем заимствований в размере около 3,25 трлн долларов. Столь впечатляющие цифры привели к росту недоверия к доллару, да и ко всем бумажным валютам. Как результат, к концу февраля золото смогло достичь заветной отметки в 1000 долларов за тройскую унцию. Однако уровень оказался неустойчив, и золото вновь начало терять силу. Лишь во второй половине марта Федрезерв США объявил о новой программе выкупа государственных облигаций на сумму 300 млрд долларов, что мгновенно вылилось в бурный рост цены на золото. Впрочем, это так же было временным явлением: с марта 2009 г. начался активный рост на фондовых рынках, который отвлек на себя огромные инвестиционные средства, что привело к падению цены на золото до 860 долларов за тройскую унцию в апреле.
Тем не менее, рост на фондовых и сырьевых рынках имел побочный эффект, отразившийся в росте ожиданий инфляции в мире. Не только увеличение необеспеченной денежной массы, но и взлет цен на базовые материалы стали говорить о том, что бумажные деньги могут начать терять свою стоимость, обесценив накопления в них. Уже к июню резервы SPDR Gold Trust, крупнейшего паевого фонда, инвестирующего в золото, превысили 1132 т. К примеру, резервы Национального Банка Швейцарии составляют лишь 1040 т. Впрочем, с тех пор SPDR Gold Trust так и не обновил рекорд своих золотых запасов, поскольку многие хедж-фонды и частные инвесторы предпочитали покупать физическое золото для хранения в сейфах, а не паи фонда. В это же время, медь с начала года подорожала более чем вдвое, а нефть вернулась к уровням выше 70 долларов. Лишь сельскохозяйственные товары оставались в упадке из-за ожидаемого рекордного урожая в США.
К осени любители золота запаслись сразу двумя традиционными факторами, оправдывающими инвестиции в желтый металл. Безграничная и почти бесплатная ликвидность со стороны ФРС США продавила американский доллар до уровней 1,48-1,50 долларов за евро. Несмотря на то, что восстановление мировой экономики пока не происходит по наиболее оптимистичному сценарию, ценовое давление на сырьевых рынках сохраняется и даже усиливается. При этом медленный выход из глобальной рецессии и необходимость продолжать правительственные стимулирующие программы увеличивают давление на валюты, заставляя искать активы, которые не обесценятся вследствие роста денежной массы. Поэтому в октябре золото вновь начало привлекать внимание спекулянтов, как традиционный актив защиты от какой-либо неопределенности в области финансов. Да еще неожиданно прозвучало заявление одного из представителей Федрезерва о том, что состояние американских банков далеко от идеального. Подтверждение этому обнаружилось в данных по американскому рынку труда в октябре. Уровень безработицы вырос до 10,2%.
Данная цифра является весьма важной, поскольку еще весной проводились стресс-тесты американских банков. Тогда финансовые учреждения проверялись на устойчивость при различных параметрах безработицы. Уровень в 10% воспринимался в качестве наиболее пессимистичного сценария, который вряд ли осуществиться. В случае превышения уровня в 10% возникала ситуация с опасным ростом дефолтов по ипотечным и потребительским кредитам, что могло крайне негативно сказаться на финансовой устойчивости банков.
В подобных условиях золото чувствует себя достаточно комфортно, но есть и другая точка зрения, которая вполне проявилась в заочной полемике между двумя известными авторитетами в области экономики и инвестирования. В первую неделю ноября сторонник роста цен на сырьевые товары Джим Роджерс (Jim Rogers) заявил, что в течение десятилетия золото удвоится в цене, а профессор Рубини из Нью-Йорка ошибается, полагая, что американский доллар отыграет значительную часть потерь. После этого заявления Нуриэль Рубини (Nouriel Roubini) ответил взаимной любезностью, назвав прогноз Роджерса бесподобным нонсенсом. В частности, он подчеркнул, что на текущий момент нет никакого инфляционного давления, которое могло бы оправдать столь высокие цены на золото. Более того, он даже пошутил на тему того, что если вдруг наступит депрессия, когда инвесторы будут прятаться с консервами в подвалах, они, возможно, начнут прикупать золото. По мнению Рубини, золото может достичь 1100 долларов за тройскую унцию, но 1500 – 2000 долларов это уже вне реальности. И, наконец, он вновь подчеркнул, что цены на рынках выросли слишком сильно, слишком быстро и слишком рано. Если нефть на уровне 80 долларов за баррель вполне оправдывается бурным развитием экономики, то в условиях медленного выхода из рецессии это является чистой воды спекуляцией.
Впрочем, в заявлении Рубини нет ничего, чтобы могло противоречить возможным новым рекордам золота. Власти G20 продолжают заявлять о необходимости дальнейших стимулирующих мер, чтобы вывести мировую экономику из рецессии, а значит, на рынок будут поступать все новые и новые финансовые потоки. Центральные банки продолжают проводить мягкую политику, выражающуюся в низких ставках и различных программах ликвидности. При этом плохие данные по экономике США говорят о том, что этот период дешевых денег продлится достаточно долго, а значит, доллар также можно использовать в качестве валюты в арбитражной стратегии «Carry trade», когда дешевые валюты используют для инвестирования в более высокодоходные активы. Таким образом, давление на доллар как основную расчетную валюту, сохранится, а значит активы, которые покупаются и продаются в долларах, будут выступать в качестве инструментов защиты от обесценивания расчетной валюты.
Поэтому, несмотря на слабый спрос на физическое золото, рост инвестиций в добычу металла, а также отсутствие геополитических рисков и четкой статистики, подтверждающей инфляцию, золото продолжает получать поддержку, которая позволяет обновлять исторические максимумы. Главной идеей, которую отрабатывают спекулянты, остается рост государственных расходов и необеспеченной денежной массы в мире. При этом негативные данные по экономике США и Европы лишь освежают ожидания инвесторов относительно новых вливаний ликвидности, которая продолжает оказывать давление на бумажные валюты. Конечно, можно говорить о том, что ситуация на рынке очень похожа на надувание «пузыря», но пока эта главная идея будет сохранять свою силу, у спекулянтов нет альтернатив для использования иной стратегии, кроме игры на повышение цены золота.