Вынужденная реформа


В среду центральный банк сразу трем британским финучреждениям - Royal Bank of Scotland (RBS), Lloyds Banking Group (бывший Lloyds TSB Group) и Northern Rock - в директивном порядке составил «завещания». Три финучреждения страны из числа крупнейших, с государственной долей участия будут разделены на части. Одна часть будет продана, а на основании второй будут созданы три новых банка. Мервин Кинг заявил, что это - пилотный проект, который впоследствии будет распространен и на другие британские банки. В меморандуме, опубликованном Банком Англии, говорится о том, что «правительство и в дальнейшем будет дробить банки, чтобы они не становились слишком большими и могли обанкротиться».

Британское правительство решило радикально реформировать банковскую систему с целью не допустить в будущем укрупнения кредитных учреждений до размеров, которые исключают возможность их банкротства. Это, по мнению исполнительного директора Банка Англии по рынкам Пола Фишера, порождает у них чувство безнаказанности, так как они уверены, что государство все равно придет на помощь. В этой ситуации крупные банки более склонны идти на увеличение рискованных операций. Кинг указал на то, что предлагаемые в рамках «двадцатки» меры по снижению банковских рисков при помощи регулирования и увеличения капитала сами по себе не смогут предотвратить сбои в дальнейшем. Он предложил провести черту между розничными функциями банков и их более спекулятивными бизнесами.

С помощью банковской реформы государство хочет видеть значительную конкуренцию на рынке после спасения банковского сектора, которое уже стоило ему 1,2 млрд фунтов стерлингов (более $1,8 трлн) и вызвало потерю трех независимых банков и нескольких жилищно-строительных кооперативов. Британское правительство национализировало Northern Rock в феврале 2008 года после того, как банк понес многомиллиардные потери на ипотечном рынке. Осенью того же года государство было вынуждено спасать Royal Bank of Scotland и Lloyds TSB, оказавшиеся на грани банкротства. В результате правительство получило около 70% в RBS и 43% акций Lloyds.

Нынешняя программа должна быть выполнена в течение трех-пяти лет, причем ни одно из сохранивших свою независимость крупных финучреждений Британии не сможет приобрести себе часть национализированных банков. Среди основных претендентов на покупку этих подразделений чаще всего называют компанию Virgin Money, ритейлера Tesco, а также испанский Banco Santander, который уже приобрел несколько кредитных учреждений в Великобритании.

Что касается национализированного банка Northern Rock, то Еврокомиссия 28 октября одобрила план его дробления и планирует разделить его на «хороший» и «плохой» банки. Последний аккумулирует в себе наименее ликвидные активы и останется под контролем государства в течение продолжительного времени. «Хороший» банк будет выставлен на продажу.

Крупнейшие банки Европы
 

 

Флаг

Банк

Капитал 1-ого уровня, $ млн

Активы, $ млн

Позиция по активам

1

В.Британия

Royal Bank of Scotland

101818

3500950

1

2

В.Британия

HSBC Holdings

95336

2418033

5

3

Франция

Crédit Agricole Group

71681

2239370

6

4

Испания

Banco Santander

65267

1460866

9

5

Франция

BNP Paribas

58175

2888728

4

6

В.Британия

Barclays Bank

54300

2992682

3

7

Италия

UniCredit

47529

1455270

10

8

Нидерланды

ING Bank

44564

1853393

7

9

Германия

Deutsche Bank

43276

3065307

2

10

Нидерланды

Rabobank Group

42252

851942

15

           

22

В.Британия

Lloyds TSB Group

19972

635617

22


*по итогам 2008 года
Источник: The Banker
 

По-живому

 

Планируемое дробление крупнейших британских банков вызвало неоднозначную реакцию не только на рынке, но и в политическом истеблишменте страны. Британский премьер-министр Гордон Браун в минувшую среду выступил с заявлением о том, что для стабилизации огромного банковского сектора Великобритании требуется прежде всего укрепление международного регулирования. Тем самым он подверг критике главу Банка Англии Мервина Кинга за «разработку нового национального банковского регулирования». Выступая в парламенте, Браун заявил, что и розничный Northern Rock, и инвестиционный Lehman Brothers рухнули под воздействием кризиса. «Поэтому причиной проблемы является не разница между розничным или инвестиционным банком. Причина проблемы в том, что банки недостаточно регулировались на глобальном уровне, и в этой сфере мы должны установить стандарты на будущее», - заявил он.

Сами банки также не в восторге от инициативы Банка Англии. Чтобы избежать государственного вмешательства, Lloyds пытается скорее выйти из британской госпрограммы по защите активов, что может потребовать эмиссии ценных бумаг на сумму до 15 млрд фунтов. За неделю Lloyds продал LSL Property Services терпевшее убытки агентство по операциям с недвижимостью Halifax за символичную цену в 1 фунт стерлингов. В результате сделки LSL стала второй по величине сетью агентств недвижимости на британском рынке. Накануне Lloyds сообщил, что ведет переговоры с британской Rathbone Brothers о продаже активов по управлению портфелями ценных бумаг.

Британия не единственная в Европе приблизилась к реформированию банковского сектора и к принудительному разделению системно важных банков. Еврокомиссия и правительство Нидерландов потребовали от крупнейшей голландской финансовой группы ING Groep NV продать сторонним инвесторам или на бирже страховой бизнес и подразделение по управлению активами, а также интернет-банк в США - ING Direct USA, оставив себе только банковский бизнес в Европе. Причем у ING останется крупнейшая в мире сеть интернет- и телефонного банкинга. Процесс должен завершиться за четыре года, после чего активы группы ING сократятся на 45% (до 600 млрд евро) по сравнению с 30 сентября 2008 года (до начала проблем у группы). Как и в Британии, это стало расплатой за полученные группой от правительства Нидерландов 10 млрд евро госпомощи и госгарантий по кредитному портфелю на 22 млрд евро.

Впрочем, многие увидели за столь радикальными действиями правительства невозможность запустить работу банковской системы. Британские банки пострадали сильнее других европейских финучреждений, так как экономика острова более зависима от сферы услуг, рынка недвижимости и нефинансового сектора, оказавшихся в эпицентре кризиса. Британский фунт с начала кризиса потерял в стоимости более 30%, а цены на жилье, вернувшись на уровень трехлетней давности, обесценили банковские залоги. Между тем экономика Великобритании, по данным МВФ, в 2008 году являлась третьей по величине в Европе и шестой в мире. А ее длительная рецессия, в последнее время больше напоминающая депрессию, существенно замедляет восстановление экономики ЕС и негативно отражается на динамике мировой экономики. Только за июль-сентябрь ВВП Великобритании сократился еще на 0,4% по сравнению со вторым кварталом. В сравнении с третьим кварталом 2008 года спад составил 5,2%. Это уже шестое подряд поквартальное сокращение. Такой результат стал полной неожиданностью для Европы. Германия и Франция - две другие крупнейшие экономики Европы - перешли от спада к росту еще во втором квартале. Подобный поворот событий означает, что Великобритания может столкнуться с более глубоким и длительным спадом, чем ожидалось. А государство не планирует в дальнейшем поддерживать частные банки.