Эксперты признают, что госзаказы могут помочь автопромышленности пережить сложные времена.
Вчера было опубликовано постановление Кабинета министров N1145 от 29 октября, разрешающее промышленному объединению Укрпротез привлечь кредит под государственные гарантии на сумму $400 млн у Экспортно-импортного банка Китая. Эти средства должны быть направлены на закупку у ЗАО Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) автомобилей для инвалидов. Предполагается, что обслуживание и погашение кредита будет осуществляться за счет средств госбюджета на 2010 и последующие годы. Согласно правительственному постановлению, ЗАЗ отвечает за производство и переоборудование автомобилей китайской Chery Automobile Co, отмечает КоммерсантЪ.
В компании Укравто, контролирующей ЗАЗ, сообщили, что у компаний была предварительная договоренность, и стороны ожидали подтверждения госгарантий. «Теперь начнутся детальные переговоры по выбору конкретной модели автомобиля Chery и определению сроков поставок»,– сообщили в пресс-службе Укравто.
Следует отметить, что Кабмин не впервые пытается помочь автопромышленности с помощью госзаказов на технику. Так, в октябре премьер-министр Юлия Тимошенко пообещала рассмотреть вопрос выделения кредита под госгарантии ЛуАЗу, подконтрольному Петру Порошенко, для завершения строительства второй очереди автобусного производства. Кроме того, правительство планировало закупить у предприятия 750 школьных автобусов стоимостью 150 млн грн.
Сегодня стало известно, что, помимо кредита Укрпротезу, Кабмин одобрил привлечение гособъединением Политехмед кредита для закупки машин скорой помощи на сумму $100 млн. Поставщиком определена китайская компания JAC, официальным дистрибутором которой в Украине является ТДЦ-Авто (входит в Укравто). В Укравто считают, что государство выбрало эффективную стратегию помощи автопромышленности в тяжелое для отрасли время. По словам аналитика KBC Securities Ukraine Инны Перепелицы, за девять месяцев падение рынка новых автомобилей составило 72%, при этом объемы производства на ЗАЗе снизились еще больше – на 83%. «На 2010 год большого оживления спроса не ожидается, а формировать книгу контрактов производителям нужно,– говорит она.– Госзаказы в таких условиях являются самым стабильным вариантом привлечения продаж». А директор Autoconsulting Олег Омельницкий добавляет, что отрасль нуждается в поддержке со стороны государства: «В США, Европе и России подобная практика широко распространена. В России, где падение рынка также превысило 50%, ряд производителей выживают как раз за счет госзаказов». «Если за девять месяцев 2008 года доля украинских производителей новых автомобилей составляла 72%, то за такой же период 2009 года она снизилась до 41%»,– подчеркивает госпожа Перепелица.– При этом в среднем по Европе падение рынка новых авто составило не более 10%". Впрочем, не исключено, что президент заблокирует постановление Кабмина. Ранее он приостановил действие ряда правительственных постановлений о выдаче госгарантий привлечения кредитов на общую сумму свыше 17 млрд грн. Причиной этого Виктор Ющенко назвал превышение бюджетного лимита по выдаче госгарантий на сумму 15,2 млрд грн.