По словам Кристофа Бернарда, есть целый ряд глобальных рисков, которые, хотя и кажутся сейчас маловероятными, могут реализоваться в ближайшие два-три года. «Не нужно забывать, что еще летом прошлого года банкротство Leman Brothers казалось абсолютно невероятным», — напомнил он, выступая на минувшей неделе на саммите финансовых директоров России, который был организован Институтом Адама Смита.

Кристоф Бернард опасается, что внешний долг ведущих развитых стран может вырасти с 10 (в среднем) до 20-30% к размеру бюджета этих стран. Это приведет к неспособности правительств обслуживать свои валютные долги по текущим ставкам. В результате ведущие страны ЕС, Япония, Великобритания, а вслед за ними и США не смогут реструктурировать долговую нагрузку на собственные бюджеты и потеряют доверие заемщиков и инвесторов. «Наступит новый кризис доверия, но уже не к банкам и другим компаниям, а к целому ряду правительств. Это страшный сценарий, — заявил г-н Бернард РБК daily. — И правительства этих стран пытаются избежать чрезмерного роста долговой нагрузки».

 

Главному экономисту компании «Тройка Диалог» Евгению Гавриленкову такой сценарий также не кажется фантастичным. «В 1997-1998 годах на примере России мы уже видели нечто подобное, когда правительство не справлялось с обслуживанием по своим внешним долгам и объявляло дефолт, — вспоминает он. — В ближайшие годы сочетание различных факторов может сделать такой риск вполне возможным, но регуляторы этих стран уже делают усилия для его нейтрализации».

 

В связи с этим, по словам Кристофа Бернарда, возникает вопрос: какие активы могут стать тихой гаванью для инвесторов. Американский доллар в ближайшие два-три года, по его оценкам, может обесцениться еще на 20-30%. «Долларовый кризис вполне возможен, и нельзя исключить сценарий, когда одна из ведущих стран мира поставит под сомнение надежность американской валюты», — рассуждает г-н Бернард.

 

Евгений Гавриленков говорит, что любой бюджетный дефицит рано или поздно будет монетизирован и в ряде стран девальвация уже началась. «При этом девальвация доллара или других мировых валют на 20-30% легко может произойти в течение полугода, — считает он. — Мы это видели на примере не только доллара, но и японской иены. Поэтому ослабление валют на 20-30% уже не является существенным, и вряд ли на это стоит обращать внимание».

 

Угроза обесценения доллара приведет к тому, что будут высоко оцениваться реальные активы: биржевые товары (commodities), связанные с ними акции компаний и валюта тех стран, которые обладают этими товарными запасами, — австралийский доллар, норвежская крона, канадский доллар, полагает г-н Бернард. Недвижимость, по мнению банкира, входит в число сомнительных активов, за исключением объектов недвижимости ряда стран, в частности Азиатского региона. «Нефть сейчас является слишком переоцененной: справедливая цена за баррель — 55-60 долл., — уверен г-н Бернард. — В краткосрочной перспективе я бы осторожно подходил к инвестированию в «черное золото», хотя в долгосрочной перспективе цены на него могут показать существенный рост».

 

Главный экономист по России и странам СНГ Merrill Lynch Securities Bank of America Юлия Цепляева согласна с оценками швейцарского банкира: кризис доверия к правительствам ведущих держав возможен, если они продолжат наращивание своих расходов за счет новых масштабных заимствований. «Но я не думаю, что в планах правительств этих стран стоит наращивание заимствований с той же скоростью, что и в кризисный период, — полагает г-жа Цепляева. — Поэтому все не так плохо».

 

Швейцарский банк UBP является одним из мировых лидеров на рынке управления активами частных и институциональных клиентов. По данным банка, по итогам первого полугодия 2009 года он обошел UBS по показателю достаточности капитала: у UBP этот показатель составил 24,9%, в то время как у UBS — около 10%. Чистая прибыль по итогам первого полугодия составила 167 млн швейцарских франков. У банка имеется офис в России.