Напомним, после наступления острой фазы кризиса отечественный бизнес начал стремительно уходить в тень.
Так, с июля 2008 года по апрель 2009-го доля экономики, находящейся в тени, выросла на 9 процентных пунктов (п.п.) - до 36%. При этом за первые три месяца 2009 года уровень тенизации вырос на 4,9 п.п. и достиг максимального значения за все время публикации этого показателя (с 2001 года), отмечает издание.
В Минэкономики основной причиной приостановки роста уровня тенизации во ІІ квартале называют адаптацию бизнеса к работе в кризисных условиях. «Улучшению ситуации во ІІ квартале 2009 года способствовало постепенное приспособление субъектов хозяйствования к функционированию в кризисных условиях, а также стабилизация ситуации на валютном рынке и в банковском секторе», - говорится в записке Минэкономики. В частной беседе экономисты называют более прозаичную причину. «Бизнес уже привык работать в кризисных условиях. Люди увидели, что несмотря ни на что работать можно, и просто перестали уводить в тень все подряд», - объяснили в министерстве.
В отличие от позиции Минэкономики, большинство экспертов полагает, что торможение тенизации произошло в первую очередь из-за того, что теневой сектор исчерпал потенциал для своего развития. «Предпосылки для увеличения уровня тенизации по-прежнему остаются. Но за счет общего снижения экономической активности в стране сейчас нет спроса на теневой продукт, поэтому, наверное, и нет его роста», - предполагает заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.
Еще одной причиной, по которой эксперты Минэкономики могли не увидеть роста «тени», участники рынка называют политический аспект этого вопроса. «Когда был опубликован отчет министерства за I квартал 2009 года, в котором впервые фигурировала цифра 36%, это вызвало недовольство у руководства страны. Поэтому тот отчет пробыл на сайте Минэкономики всего несколько дней и был убран на „доработку“. Возможно, сейчас уже сразу считали более аккуратно», - говорит сотрудник Министерства финансов, пожелавший остаться неназванным.
Похожего мнения придерживается и управляющий партнер DLL Top Consulting Ярослав Ломакин. «Сейчас в Украине бизнес стонет из-за налоговых поборов. Перед выборами из него стараются выжать по максимуму, и говорить в таких условиях об адаптации как-то совсем преждевременно. Просто надо показывать какие-то цифры, вот все ведомства и рапортуют об успешно проделанной работе», - считает финансист.
Какая часть украинской экономики на самом деле находится в тени, однозначно сказать никто не может.
«Минэкономики считает уровень „тени“ четырьмя различными методами, которые наиболее распространены во всем мире. Однако в условиях кризиса данные, получаемые с их использованием, имеют высокую вероятность погрешности и могут использоваться только в качестве ориентира», - объясняет экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Так, например, по данным Счетной палаты Украины, на начало сентября доля теневого оборота превысила 40%. Вместе с тем, по оценкам Всемирного банка, уровень тенизации украинской экономики превышает 50%.
Как пишет газета Дело, даже если взять за основу официальные данные Минэкономики и предположить, что до конца года доля «тени» не увеличится, то объем теневого бизнеса по итогам этого года составит около 340 млрд. грн. Учитывая, что в 2009 году уровень перераспределения ВВП через бюджет превысил 30%, это означает, что из-за «тени» госбюджет недополучит более 100 млрд. грн.
С другой стороны, многие эксперты полагают, что в условиях падения официальной экономики (за первое полугодие ВВП Украины снизился более чем на 18%) именно «тень» сыграла роль «подушки безопасности» для бизнеса и населения. «Неофициальная экономика быстрее приспособилась к кризису и для многих украинцев стала единственной возможностью поддержать приемлемый уровень жизни. Что касается бизнеса, то уход в тень с целью сокращения издержек - это его естественная реакция на усиление налогового давления, ухудшение экономической ситуации в стране и потерю доверия к власти», - говорит директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Василий Юрчишин.Более 50% составляет уровень тенизации украинской экономики по оценкам специалистов Всемирного банка.