В соответствие с данными, опубликованными 7 октября, денежная база, один из основных индикаторов монетарной политики в Украине, уменьшилась на 1,6% за первые девять месяцев текущего года по сравнению с ростом на 20,4% за аналогичный период предыдущего года.
По его словам, сокращение денежной базы вызвано интервенциями НБУ по удовлетворению высокого спроса на иностранную валюту в объеме $ 9,5 млрд с начала года. Такое изъятие гривны из системы компенсируется кредитованием коммерческих банков и правительства со стороны НБУ.
Так, кредитование банков происходит, в основном, через поддержку проблемных финансовых институтов — с начала года выдано 44,2 млрд грн кредитов. При этом доступ банков к «окну овернайт» существенно ограничен в текущем году: 12,7 млрд грн с начала года против 48,8 млрд грн за аналогичный период предыдущего года.
«В сентябре ужесточение политики регулятора также проявилось в том, что среднедневные остатки на корреспондентских счетах банков составили 16,8 млрд грн по сравнению с 21 млрд грн в летние месяцы. Объем ОВДП в портфеле НБУ вырос с начала года на 27,5 млрд грн», отметил Михайличенко.
По его словам, основной целью сдерживания роста денежной базы для НБУ является ограничение девальвационного давления на курс гривны в условиях хрупкости валютного рынка и отсутствия доверия к гривне. Такие приоритеты политики НБУ лишают его возможности стимулирования реального сектора экономики путем расширения своего баланса, то есть монетарными инструментами, как это происходит сейчас в других странах.
Мы считаем такие приоритеты оправданными в нынешней ситуации высокой долларизации экономики и существенных рисков в бюджетной политике. К тому же, монетарная политика пока не создает существенных препятствий для развития реального сектора экономики: в условиях реального и номинального сокращения ВВП текущий уровень монетизации, который составляет около 47%, является выше уровня 2008 года (45-46%). Очевидно, отмечает эксперт, что такая монетарная политика не несет и больших инфляционных рисков.
Однако такая ситуация создает риски на перспективу. Если внутренний валютный рынок не вернется в состояние устойчивого превышения валютного предложения над спросом, у НБУ могут отсутствовать эффективные инструменты для обеспечения экономики гривневой массой: операции на открытом рынке затруднены из-за неразвитости вторичного рынка ОВДП, а использование учетной ставки как инструмента монетарной политики не имеет истории применения в Украине.
До осени 2008 года основным эмиссионным каналом были гривневые интервенции НБУ на валютном рынке, а рефинансирование банков и операции с ценными бумагами имели лишь маргинальный эффект на динамику предложения денег в экономике. Такая ситуация может послужить дополнительным препятствием для восстановления экономики в 2010 - начале 2011 годов.
Возможность НБУ способствовать восстановлению экономики также ограничена сейчас низкой склонностью банков к рискам в условиях ухудшающегося качества их активов. Так, валовой объем выданных кредитов сократился с начала года на 1,3% (+32% за аналогичный период предыдущего года).
Низкие процентные ставки на межбанковском рынке свидетельствуют не столько об избытке ликвидности, сколько о закрытии большинства лимитов на межбанковские операции — банки либо кредитуют надежных контрагентов под низкие проценты либо не кредитуют вообще.