Корпоративная экономия
По оценке старшего партнера IT-компании «Софтлайн» Юрия Сивицкого, спрос со стороны крупных украинских компаний на услуги системных интеграторов во II квартале этого года снизился на 30%.
Президент компании «Ситроникс Информационные Технологии» Владимир Ясинский утверждает, что у части компаний инвестиции в IT в последнее время пере-сматриваются, а некоторые крупные проекты откладываются. При этом бюджеты расходуются в первую очередь на продукты и сервисы, использование которых влечет ощутимую экономию либо оптимизацию издержек клиента.
Сокращение и заморозка IT-бюджетов крупнейших отечественных корпораций отражаются на доходности бизнеса интеграторов. По данным компании De Novo, в I и II кварталах продажи в корпоративном сегменте IT-рынка практически прекратились. За исключением поставок комплектующих, необходимых для ремонта или замены оборудования. «Рынок лихорадило с ноября по май. К концу II квартала этого года начало наблюдаться некоторое оживление. Многие предприятия возобновили инвестирование в повышение собственной эффективности», — утверждает Максим Агеев, генеральный директор De Novo.
Впрочем, другие игроки рынка менее оптимистичны в оценках ситуации. В частности, когда речь идет о еще одном ключевом для рынка системной интеграции сегменте — госструктурах. «Госсектор по-прежнему не инвестирует в информационные технологии. Бюджетов нет, программ тоже, потому что нет общего понимания, стратегии и тактики развития IT на государственном уровне», — говорит Александр Кардаков. По словам Максима Агеева, интеграторам в преддверии грядущих выборов начинать сложные проекты, длительность которых может исчисляться годами, более чем рискованно.
По прогнозам «Софтлайна», в этом году в долларовом эквиваленте объем доходов интеграторов от выполнения заказов для госсектора снизится на 70%, для корпоративного сегмента — на 80%.
Новые подходы
Рынок системной интеграции можно разделить на два больших сегмента. Первый — это услуги, а именно разработка, внедрение и сопровождение корпоративных решений для автоматизации бизнес-процессов. Второй — поставки IT-оборудования, программного обеспечения и других сопутствующих продуктов.
В этом году системные интеграторы вынуждены подстраиваться под новые условия, то есть максимально увеличивать долю услуг в своем бизнесе. «Интеграторы заинтересованы в проектах, где есть возможность создания добавочной стоимости, например за счет оказания IT-услуг. Те, кто раньше продавал оборудование, теперь пытаются поставить работу на новые рельсы», — говорит Владимир Ясинский.
Чтобы преуспеть в этом нелегком деле, интеграторы углубились в специфику работы каждого клиента и, как считает эксперт рынка Кирилл Князев, научились предоставлять заказчику хорошую бизнес-аргументацию предлагаемых проектов. Однако за короткий срок перестроиться с одного профиля деятельности на другой непросто. Тем более что в условиях кризиса не каждая компания может позволить себе потратиться на обучение и развитие специалистов. «Если компания до кризиса называла себя интегратором, то она уже тогда предоставляла IT-услуги. Невозможно просто взять и начать реализовывать сложные интеграторские проекты, — уверен Александр Кардаков. — Для этого нужны экспертиза, опыт и методологии, которые формируются и накапливаются годами».
Традиционно основными корпоративными клиентами интеграторов были банки, страховые, телекоммуникационные компании, а также крупные розничные сети. По словам Кирилла Князева, финансовые учреждения и ритейлеры не перестали быть клиентами системных интеграторов. А вот характер проектов в этих сегментах рынка изменился коренным образом. «Год-полтора назад основным заказом были «тяжелые» базы данных и ERP-системы (системы планирования ресурсов предприятия), которые по цепочке тянули за собой вагоны дорогостоящего «железа», — утверждает он. На смену «тяжелым» программно-аппаратным решениям приходят программы класса Business Intelligence, которые помогают компаниям понять, в какую трубу улетали их деньги до кризиса и как ее сейчас перекрыть. «Вопреки распространенным стереотипам, эти решения очень компактны в плане сроков внедрения и доступны по цене», — добавляет эксперт.
Также интеграторы активизировали работу с отраслями, которые в меньшей степени подвержены кризису. «В первую очередь это фармацевтика и пищевая промышленность, в частности ликеро-водочные компании. «Открытием года» стал агропромышленный комплекс — в нем все чаще реализуются различные проекты. Сегодня в центре внимания интеграторов — также быстрорастущие заказчики с собственным производством и логистикой», — говорит он. Спасательным кругом для некоторых интеграторов может оказаться избирательная кампания, при условии, что им удастся заполучить проект.
Перспективы IT-персонала
Массового ухода с рынка небольших компаний, который эксперты прогнозировали в конце прошлого года, пока что не произошло, хотя некоторые региональные компании, по словам Ясинского, уже фактически прекратили работу, а их сотрудники ищут новые места.
Эксперты и участники рынка считают, что ситуация с трудоустройством и уровнем зарплат в ближайшее время кардинально меняться не будет. По словам Максима Агеева, большинство IT-компаний при начислении заработной платы ориентируются на курс 6 грн./$.