Читайте также: В морских портах введут скидки на перевалку транзитных грузов
Рейтинг 0.00
За 8 месяцев портовикам удалось заработать 1,3 млрд. грн. В 2008 году этот показатель был на уровне 419,4 млн. грн.
Наиболее высокие результаты по объемам полученной прибыли в январе-августе показал порт «Южный». За указанный срок порт заработал около 400 млн. грн. Одесский морской торговый порт оказался на втором месте. С января по сентябрь предприятие заработало 293,4 млн. грн. по сравнению со 160,9 млн. грн. в прошлом году.
По объемам чистой прибыли, полученной в январе-августе, Мариупольский порт оказался на третьем месте. С января по август она составила 230,5 млн. грн. В этот же период за прошлый год предприятие заработало 76,1 млн. грн. Высокие показатели в августе на предприятии также объясняют стабилизацией мировых рынков и увеличением экспорта сырья, показывающего высокую рентабельность, — угля и металла.
«У нас высокорентабельна перевалка металла — заготовок и слябов. В месяц через нас прошло около 400 тыс. тонн таких грузов. Также рентабелен уголь, который был перегружен в том же объеме, что и металл», — уточнил Александр Олейник, начальник коммерческого отдела Мариупольского морского торгового порта. В свою очередь листовая сталь, по его словам, граничит с нерентабельностью.
Ильичевский порт по итогам 8 месяцев оказался на четвертом месте по объему полученной прибыли. За этот период она составила 213 млн. грн., то есть выросла практически в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Прибыль в портах выросла благодаря тому, что наши доходы росли быстрее, чем себестоимость», — поясняет начальник отдела маркетинга и логистики Ильичевского морского торгового порта Виктория Марченко. К тому же она отметила, что руководству удалось добиться увеличения производительности труда в 1,65 раза.
В морских портах отмечают, что в августе наметилось некоторое оживление на мировых рынках. Это, в свою очередь, оживило работу на украинских предприятиях, ориентированных на экспорт. «Прежде всего это касается угля, — отмечает начальник Бердянского морского торгового порта Владимир Пикинер. — Спрос на энергетический уголь наблюдался в странах Черноморского и Средиземноморского бассейна. Возобновился спрос на уголь для химического производства, в частности, коксохимического, а также на уголь промышленного назначения».
Начальник порта также констатирует рост спроса на глину разного назначения. По его словам, в отдельные месяцы это сырье достигало 30-35% в товарной структуре всех грузов порта. В частности оживился спрос на термостойкие глины для химического и металлургического производства.
По словам портовиков, в августе расширилась номенклатура грузов, проходящих через порт. «Запорожский завод азбестоцементных изделий впервые за последние пять лет начал отправлять на экспорт свою продукцию», — отметил Владимир Пикинер.
Вместе с тем сорта глины, используемые в фарфоро-фаянсовом производстве, популярностью все еще не пользуются.
«Если раньше мы перегружали до 300 тыс. тонн подобной глины в месяц, то сейчас — до 100 тонн, — добавляет Александр Олейник, — Это глина, которая шла в Италию, Испанию для производства фарфора, фаянса, плитки и сантехники».
Как отметил Олейник, оживившиеся в августе рынки замерли уже в сентябре. Для портов это вылилось в существенное снижение грузооборота. «В этом месяце ничего не идет. По прогнозам, с октября ситуация ухудшится еще больше, поскольку металлургические заводы продали свою продукцию до октября и не могут спрогнозировать ситуацию на будущее», — констатирует Олейник. В целом Бердянский порт заработал 11,5 млн. грн., более чем в два раза увеличив прибыль год к году. Возвращается к жизни и наиболее пострадавшая за время кризиса категория морских перевозчиков — импортеры, которые обеспечивали поток контейнерных грузов. В начале 2009 года объем перевалки контейнеров сократился по нескольким причинам. Вопервых, компании-транзитеры отказались от их переправки через украинские порты, отдав предпочтение более дешевым российским морпортам.
Во-вторых, в Украине в марте начала действие 13%-ная надбавка к импортной пошлине. «На 2009 год нашим портом был подписан ряд договоров по перевалке контейнеров, но эти контракты были приостановлены, - рассказывает Пикинер. — Однако сегодня мы возобновили переговоры с грузовладельцами, и если прогнозы оправдаются, то наши контейнерные мощности будут загружены уже к концу года». В портах констатируют,что львиную долю прибыли в августе портам принесла перегрузка зерна на экспорт. В частности, Владимир Пикинер сообщил, что за прошлый месяц Бердянский порт перегрузил 109 млн. тонн зерна. «Это самый большой объем экспортного зерна за все время существования орта», — утверждает он. Впрочем, как уточнил Александр Олейник, высокая рентабельность перевалки зерна в порту достигается только при учете стоимости работ на зерновом элеваторе. «На данный момент в Мариупольском порту нет зернового элеватора — он планируется лишь на следующий год. А сейчас перегрузка идет из вагонов сразу на судно, что не приносит порту большой прибыли», — отметил Олейник.
По данным Севастопольского порта, прибыль на предприятии составила 8,8 млн. грн., то есть в 3,5 раза больше прошлогодней. Впрочем, вместе с прибылью росли расходы морпорта. За 8 месяцев расходы порта превысили 82 млн. грн., что на 205% больше плана. Только себестоимость предоставляемых работ превысила план на 44% — до 30,3 млн. грн. Как сообщила пресс«секретарь Севастопольского морского торго» вого порта Янина Селина, увеличение расходов порта напрямую свя« зано с ростом заработной платы. «Рост этих отчислений связан с увеличением должностных окладов в соответствии с изменениями минимальных государственных гарантий по оплате труда, ростом цен на энергоносители и увеличением стоимости услуг других организа» ций порту», — пояснила она.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Сергей ТИГИПКО
политик, экономист
Портовая отрасль Украины в настоящее время находится в кризисе, и главная при чина этого — неэффективное государственное управление и тотальная корруп ция. Украинские порты до сих пор не превзошли показателей двадцатилетней давности по объемам обработки грузов, тогда как соседние страны — Румыния, Россия, Болгария — уже «ушли далеко вперед». Кроме того, на государственные должности в отрасли выдвигаются чиновники без учета их профессиональных способностей, но с обязанностями по генерации прибыли для назначивших их структур. Наведение порядка в портовой сфере невозможно без скоординированных Дей ствий высших руководителей государства и законодательной поддержки.
Читайте также: В морских портах введут скидки на перевалку транзитных грузов
Рейтинг 0.00