По его словам, «Укрзализныця» продолжает практически единолично обеспечивать основной уровень экономии ГМК, теряя при этом необходимые для собственного развития финансовые средства. В целом прямые убытки от действия меморандума для предприятия уже составили 421,8 млн грн, до конца года этот показатель может увеличиться до 562,3 млн грн.

«Львиная доля недополученной Укрзалізницею прибыли в секторе грузовых перевозок формируется из-за сдерживания тарифов для металлургических предприятий на транзит продукции ГМК. При этом металл, потребителем которого является железная дорога, стремительно дорожает. Как результат – формируется диаметрально противоположная динамика развития железнодорожного транспорта и металлургии», - сказал он.

При этом, по его словам, проблема гораздо более глобальна, чем потери «Укрзализныци», поскольку в случае свертывания транспортниками программ своего технического развития предприятия-производители специализированной продукции для железнодорожного транспорта окажутся перед угрозой закрытия. «Единственным выходом для предприятий становится снижение цен. Однако, снизить цены они не в состоянии из-за дороговизны металла на внутреннем рынке. К примеру, на внутреннем рынке стоимость металлопродукции продолжает оставаться выше цен на экспортные поставки. Причем в последнее время по отдельным товарным позициям она выросла на 15-20%», - добавил эксперт.

По данным МКГ, если в прошлом году строительство 1 км путей стоило около 2 млн грн, то сейчас – 2,6-2,7 млн грн. Рост стоимости вагонов еще больше сужает потребительские возможности традиционного заказчика. Так, с прошлого года стоимость электровоза «Лугансктепловоза» увеличилась с 32 до 48 млн грн, а пригородной электрички – с 47 до 63 млн грн. В результате падение производства в отечественном вагоностроении составляет порядка 70%.

«Таким образом, в настоящее время железная дорога оказывается заложником интересов металлургов. Это тормозит ее дальнейшее развитие и ставит под угрозу будущее отраслей-поставщиков продукции для «Укрзализныци». А через железную дорогу и вся транспортная система может попасть в зависимость от функционирования одной отрасли. Это недопустимо и опасно для экономики страны», – подчеркнул Подтуркин.

По словам эксперта, правительству необходимо четко различать грань между разумной помощью и дискриминационным дотированием одних отраслей за счет других.

С 1 сентября 2008 г. в связи с кризисными явлениями в металлургической отрасли начали действовать скидки «Укрзализныци» на перевозку отдельных видов грузов. В частности, установлена скидка на перевозку руды и железных концентратов, а также кокса в размере 10% во внутреннем сообщении и при ввозе в Украину, известняка для флюсования — 9% во внутреннем сообщении.

Правительство постановлением № 925 от 14 октября 2008 г. обязал Минтрансвязи, Минэкономики и Минфин воздержаться до 1 апреля этого года от повышения для предприятий ГМК и химпрома тарифов на перевозку грузов по железной дороге.

Постановлением №336 от 8 апреля 2009 г. Кабинет министров Украины продлил мораторий на повышение тарифов на железнодорожные грузоперевозки и электроэнергию для предприятий горно-металлургического комплекса (ГМК) до 1 июля этого года.