У двух финучреждений уже отозваны банковские лицензии. Продление сроков депозитных мораториев говорит лишь о том, что Национальный банк и правительство так и не определились, что они будут делать с проблемными банками.
Несмотря на полугодичную санацию, положение в проблемных банках остается критическим. На прошлой неделе Национальный банк был вынужден продлить еще на шесть месяцев мораторий на удовлетворение требований кредиторов в пяти банках — Укрпромбанке, Захидинкомбанке, Надра Банке, «Национальном кредите» и банке «Киев».
Принятие 5 августа закона об особенностях проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков позволило НБУ избежать радикальных шагов в отношении финучреждений.
Но надолго ли? Уже сейчас многие банкиры говорят о том, что правительству невыгодно затягивание решения проблем неплатежеспособных банков, и считают, что решение по этим банкам будет принято за более короткий промежуток времени.
На сегодняшний день НБУ санкционировал временные администрации в 16 финансовых учреждениях страны. В сентябре истекают сроки депозитных мораториев еще в четырех банках: Трансбанке — 1 сентября, «БИГ Энергии» и Родовид Банке — 15 сентября, Банке регионального развития — 23 сентября.
Скорее всего, Национальный банк Украины продолжит практику продления мораториев в связи с тем, что эти банковские учреждения не справляются с выплатами вкладов. Но никто не сомневается в том, что едва ли не все небольшие финучреждения, которые к январю не смогут восстановить свою платежеспособность, окажутся в списке на ликвидацию.
Ликвидация
Национальный банк уже фактически дал понять, что в результате экономического кризиса украинская банковская система претерпит серьезные изменения. Ряды кредитных организаций сильно поредеют. И теперь это не просто экспертный прогноз, а вывод, который напрямую следует из мер, предложенных главным финансовым регулятором.
Незавидная участь постигнет прежде всего малые и средние банки, которые будут либо поглощены своими более крупными конкурентами, либо прекратят существование. Два финучреждения — Одесса-Банк и банк «Причерноморье» — уже лишись своих лицензий.
Впрочем, процедура ликвидации может затронуть и системные банки. Несмотря на предоставленную возможность временному администратору Укрпромбанка еще на полгода продлить срок действия депозитного моратория, в Кабмине уже открыто дают понять, что не хотят национализировать этот банк и не видят смысла и далее тянуть время.
На прошлой неделе исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский в очередной раз заявил, что активов, которыми располагает банк, недостаточно для того, чтобы расплатиться с вкладчиками, и стоит думать, как оперативно вернуть им деньги.
В качестве альтернативы г-н Уманский предложил перевести часть обязательств этого финучреждения в один из государственных банков. Допускают ликвидацию Укрпромбанка и в самом НБУ. Следует сказать, что данный сценарий считается самым дорогим вариантом развития событий.
К примеру, ликвидация одного из двух системных банков — Надра Банка или Укрпромбанка — ляжет на Фонд гарантирования вкладов непосильным грузом, поскольку на сегодняшний день он не обладает такими средствами.
В том же Укрпромбанке средний размер депозита физического лица составляет около 40 тыс. грн., так что реальный объем выплат вкладчикам будет максимально приближен к 7 млрд. грн. А по состоянию на 1 июля в Фонде гарантирования вкладов аккумулировано всего 4,53 млрд грн.
Перевод части обязательств в один из госбанков
Данный вариант сегодня считается не только наиболее приемлемым, но и получил статус «рабочего». Уже сейчас чиновники отрабатывают две схемы выплат депозитов вкладчикам проблемных банков. При этом каждая из них предполагает дополнительную эмиссию со стороны Национального банка.
Согласно первой, НБУ до запуска процедуры ликвидации переводит вкладчиков-физлиц на обслуживание в один из государственных банков. Чаще всего чиновники называют Ощадный банк и рекапитализированный Родовид Банк. Выплату вкладов планируется осуществлять за счет увеличения капитала госфинучреждения облигациями внутреннего госзайма, которые впоследствии выкупит НБУ.
Вторая схема предполагает запуск процедуры ликвидации банка. При таком сценарии реестр вкладчиков будет передан в Фонд гарантирования вкладов, а тот, в свою очередь, должен будет начать выплату компенсаций до 150 тыс. грн, как предусмотрено действующим законодательством. Но для обеспечения выплат вкладчикам системных банков Фонду придется обратиться за кредитом в Национальный банк (это позволяет сделать постановление НБУ №308). Но в том и в другом случаях вкладчикам придется ждать своих денег от трех до шести месяцев.
Рекапитализация
В отличие от более мелких финучреждений, Надра Банк остается чуть ли не единственным претендентом на рекапитализацию при участии Кабмина. Хотя сам процесс вызывает множество нареканий со стороны рынка. Однако это единственный работающий сегодня инструментарий со стороны государства.
В опубликованном на прошлой неделе Национальным банком Украины плане мер, которые будут приняты во втором полугодии текущего года, НБУ заявил, что намерен рекомендовать Кабинету Министров провести рекапитализацию банков первой и второй групп на сумму до 9,7 млрд. грн., а также привлечь дополнительный капитал в небольшие кредитные организации третьей и четвертой групп на сумму 1,2 млрд. грн.
Слияния
Национальный банк попытается ускорить и процесс слияний в банковском секторе, имея в виду надвигающуюся вторую волну банковского кризиса, связанную с невозвратом кредитов предприятиями и населением. Сегодня уже ходят слухи, что центробанк готов заключать негласные соглашения с крупнейшими финучреждениями страны, по которым НБУ возьмет на себя компенсацию части убытков по сделкам с проблемными банками.
Словом, спасать всех финансовые власти больше не намерены. О том, что принято решение помогать только избранным, свидетельствует и фактический отказ государства массово выкупать так называемые токсичные долги.
По словам одного из чиновников НБУ, помимо всех прочих минусов выкуп «токсичных» бумаг породит коррупцию, поскольку совершенно непонятно, по каким критериям оценивать стоимость проблемных активов на балансах банков. Неудивительно, что брать на себя не только финансовые, но и правовые риски чиновники не готовы.
Создание банка «плохих» активов
И все же идея создания банка «плохих» активов сегодня активно обсуждается на рынке. До конца августа НБУ даже обещает предоставить правительству предложения по созданию специального банка для разгрузки балансов кредитных организаций от проблемных активов. Кредитор последней инстанции также намерен продолжить разработку законопроектов по регулированию процессов межбанковского перевода активов. Однако у такого варианта есть много оппонентов.
Как признался «Инвестгазете» источник в аппарате правительства, решение отказаться от скупки «токсичных» активов в свое время было принято, в том числе и с учетом международного опыта. К примеру, Швеции удалось с наименьшими потерями решить проблему банковского кризиса, но в Украине ее опыт не применим по целому ряду причин.
Там не было ярко выраженного пузыря ни на фондовом рынке, ни в кредитной сфере. Он был только на рынке жилой недвижимости. То есть, по сути, проблема ограничивалась «токсичными» ипотечными бумагами. Поэтому, потратив из бюджета сумму, равную 4% ВВП, на создание «плохого» банка, Швеции удалось выйти из кризиса без потерь.
В украинской банковской системе стоимость «токсичных» активов, судя по всему, может превысить шведские размеры. К тому же использование государственных средств на покрытие дыр в балансах проблемных банков приведет к невозможности исполнять бюджетные обязательства. Это США идут сегодня по пути создания «плохого» банка, поскольку обладают возможностью печатать пользующуюся спросом в мире резервную валюту практически в любых объемах, не вызывая краха доллара и всей финансовой системы.
В арсенале украинских властей такого инструмента нет. Зато есть другой: резать банковскую систему по живому. Конечно, болезненно, но период послекризисного восстановления экономики может оказаться при этом более коротким.