Он крайне редко даёт интервью и ещё реже выступает на пресс-конференциях. Журналисты даже шутят — если то, что он говорит — понятно, значит, он не правильно выразился, и даже не могут вспомнить, когда в последний раз Глава НБУ выступал перед камерами. Но в минувший понедельник Стельмах неожиданно и только на один день прервал отпуск, чтобы заявить о мерах по спасению гривни. На межбанке доллар тогда стоил 8.89.
Владимир Стельмах, председатель НБУ:
У нас тут є розрахунки, які говорять, що ми тут маємо реально — не менше мільярда. Йдемо ми на аукціон — а аукціон буде все ж таки другий, який буде стримувати алчность банків, активізацію в покупкі валюти.
Во вторник НБУ впервые за долгое время проводит для банков масштабную продажу валюты из своих резервов. И курс гривны укрепляется на восемь копеек.
В это же время в главном офисе госкомпании «Укртелеком» проходит селекторное совещания правительства по проблемам мелкого и среднего бизнеса. После него — премер-министр уходит, а вот журналистов главный милиционер страны попросил остаться.
В его практике приглашать на так сказать на «чай», то есть на допросы — через газетные полосы, без превращения громких заявлений — в конкретные уголовные дела. И выносить обвинительные приговоры еще до суда — через прессу. Теперь он решил разовать тишину в мире денег.
Юрий Луценко, министр внутренних дел Украины:
Керівництво Національного банку України покриває зловживання та організацію фінансових махінацфій в комерційних банках, друге — мені здається, що валютний курс стає політичною технілогією по дестабілізації політичної ситуації в Україні по сценарію Секретаріата президента. Шановний пане президент, або наводьте порядок в керівництві нацбанку стабілізуйте реальний курс валюти, або сушіть сухарі для своїх підлеглих.
С утра в среду — прямо как по команде валютные игроки наперегонки снижают цены на продажу безналичного доллара. Он дешевеет сразу копеек на 30. В четверг падение американской валюты продолжилось — ещё на восемь копеек.
Но тут появляется новость — в дом по адресу улица Институтская, номер девять — принесли повестку. На допрос к следователям МВД вызван никто иной как первый заместитель главы НБУ Анатолий Шаповалов, он возглавляет центробанк, пока Стельмах в отпуске. На этот же день назначен совет НБУ.
Такой интерес следователей к главным банкирам страны, кажется, застал в расплох руководство Наблюдательного совета НБУ.
Пётр Порошенко, глава совета НБУ:
Не вітаю, що ці процеси носять публічний характер бо це є виконання своїх функцій правоохоронними органами і якщо слідчий має підстави — я б цього не роздував сенсації і коментувати це не буду.
В пятницу поднял шум заместитель председателя НБУ Александр Савченко. Его заявление об обставке и обвинения своих коллег в коррупционной игре с курсом — должны дать понять аудитории — в нацбанке совсем всё плохо. После исповеди заместитель НБУ кается.
Александр Савченко:
Я хотів би попросити вибачення у тих людей, які повірили мені, тому, що я закликав тримати гроші в нацвалюті і не зміг своїм впливом добитися. І вважайте, що цей мій крок — це ще одна попитка повернути курс до збалансованого.
Версии злоупотреблений Национального банка в изложении Савченко таковы:
НБУ преднамеренно создаёт такие условия, когда дешёвые доллары из резевров получают только избранные коммерческие банки, а потом продают на рынке дороже — попросту говоря спекулируют. И это ведёт не к снижению курса американской валюты, а к девальвации гривни. Кроме того махинации происходят с так называемыми кредитами рефинансирования — якобы НБУ предоставляет финучреждению заём для кредитования экономики, а банк идёт на валютный рынок и вновь спекулирует валютой.
Анатолий Шаповалов повестку на допрос уже получил. Уточняет — как свидетель по делу. Между тем — заявления об уходе Савченко ещё не видел. Да и на работе его практически не застать — утверждает Шаповалов. Говорит, заявителя можно уволить за прогулы. Обвинения своего коллеги называет несуразными — ведь именно Савченко отвечал в НБУ за валютный рынок. А выдачу десятков миллиардов гривен рефинансирования — коммерческим фин-учреждениям объясняет просто. Граждане забрали десятки миллиардов гривен с депозитов, надо же как-то спасать банковскую систему. В заявлениях министра МВД и своего коллеги видит политическое давление со стороны правительства.
Анатолий Шаповалов, первый заместитель председателя НБУ:
Знову шукають ворога. А суть зводиться банально до одного — як дойти до друкарського станка, щоби всі проблеми, які сьогодні є покрити за рахунко друкарського станка. Я хочу сказати, що правління Національного банка йде назустріч уряду до того, поки це не йде у розріз із виконанням його головної функції — це стабільність національної грошової одиниці, стабільність банківської ситеми.
Буквально то же утверждает и президент Украины Виктор Ющенко в интервью влиятельной «Файненшнл Таймс»: «Страну заполонил непрофессиональный некомпетентный бюджет, выполнение которого возможно только через контроль над НБУ, через эмиссию, через включение печатного станка».
Тем временем в этот же день — пятницу впервые за неделю безналичный курс гривни — просел. Доллар подорожал на 7 копеек.
Тем не менее, прогнозировать ситуацию стало практически невозможно. Как минимум до президентских выборов. Тишины в мире украинских денег — не осталось вовсе.