Эксперты говорят, что худшее осталось позади. Вы с этим согласны?
Я думаю, что данная тенденция носит скорее ситуативный характер. Начиная с февраля объемы реализации автомобилей колебались в пределах 11-14 тыс. В июле этот показатель составил 13,2 тыс., что, в общем-то, неплохо на фоне 11,4 тыс. месяцем ранее. Объективных предпосылок для роста продаж пока нет, хотя о некой стабилизации рынка действительно можно говорить.
Чем эта тенденция обусловлена?
В первую очередь специальными ценовыми предложениями, а также изменением структуры спроса. Кроме того, сейчас многие операторы совместно с банками возобновили программы кредитования. Начались распродажи автомобилей бюджетного ценового сегмента. Говорить о том, что в ближайшем будущем продажи будут значительно расти, я бы не стал, и, скорее всего, январь с результатом 21 тыс. проданных авто останется самым лучшим месяцем в этом году. По моим прогнозам, до конца года продажи будут колебаться в пределах 12-15 тыс. автомобилей в месяц, что уже само по себе неплохо. Это позволит в конце года выйти на объем рынка 150-160 тыс., что, к счастью, не соответствует пессимистичным прогнозам, пророчившим 130 тыс. проданных авто. Таким образом, рынок откатится на шесть лет назад, когда в 2003 году было продано 155 тыс. авто.
Может ли Украина в вопросах стимулирования спроса пойти по пути Германии или Франции, где сейчас наблюдается существенный рост продаж?
Теоретически ничего невозможного нет. Но пока правительство не сделало ни одного шага в этом направлении. В Германии и во Франции программа стимулирования спроса заключается в том, что государство выплачивает владельцу автомобиля определенную компенсацию за то, что он сдает машину в утиль. Полученный сертификат клиент предъявляет в салоне, где, доплатив, берет новый автомобиль. Американцы пошли еще дальше. Если в других странах с полученным сертификатом человек может купить любую машину, то в США выплачивают компенсацию при условии, что приобретается более экономичный автомобиль.
Насколько с момента начала кризиса у вас сократились продажи?
Для того чтобы оценить успешность компании, нужно сопоставить темпы роста рынка с темпами своих продаж. Точно так же в условиях кризиса нужно сопоставить динамику падения рынка с динамикой сокращения продаж компании. С начала года рынок новых автомобилей в Украине упал на 74,5%, наши продажи сократились на 64%. И это позитивный знак для нас. За семь месяцев мы продали одну тысячу автомобилей. В прошлом году наша доля рынка составляла 1,07%. В этом году мы надеемся ее сохранить и, по возможности, увеличить. Думаю, удастся - сейчас она составляет 1,1%.
Автомобили 2008 года выпуска сейчас больная тема для дилеров? У вас с этим как?
Toyota, Nissan и Lexus в значительной степени распродали автомобили 2008 года, хотя специальные цены все еще продолжают действовать. Немного больше запас прошлогодних машин у Honda, но здесь сейчас одно из самых выгодных ценовых предложений - скидки достигают 8-16%. Так что сейчас самое время покупать автомобиль.
Зимой вы говорили о том, что намерены компенсировать спад продаж новых автомобилей за счет реализации подержанных авто. Получается?
Получается. У нас сейчас очень хорошо работает программа trade-in. В прошлом году по этой схеме мы реализовали 3-5% всех проданных нами автомобилей. Сейчас вышли на показатель 10-15%, а к концу года можем дойти до 15-20%. Кроме того, мы активно сотрудничаем с банками по залоговым автомобилям, которые
реализуем по комиссионной схеме.
Чего вы ждете от осени? Что будет с ценами на автомобили?
Главное ожидание - отмена 13%-ной надбавки к пошлине в сентябре. Это один из главных факторов, от которых зависит выздоровление рынка и ценовая динамика. Ждем этой отмены, наверное, не только мы, дилеры, но и наши клиенты, поскольку не все хотят ездить исключительно на украинских автомобилях. Что касается цен, то ожидать дальнейшего падения не стоит, ведь, к сожалению, в стране проводится политика постоянной девальвации гривни. Теперь цены будут только расти, вопрос - на сколько. Если пошлину отменят, то от нынешней стоимости автомобилей 2008 года рост цен на авто 2009 года составит 5-10%. Если пошлину продлят - еще плюс 15%.
Артему Ткаченко 30 лет. Его карьера в «ВиДи Груп» началась в 2000 году с должности юрисконсульта. В 2007 году возглавил операционную деятельность нового дилерского центра «Тойота Центр Киев «ВиДи Автострада». С 2008 года является генеральным директором компании «ВиДи Авто Менеджмент Груп» (представляет бренды Lexus, Toyota, Honda, Nissan).