Безумные полтора года


События последних полутора лет после краха Bear Stearns сбили инвесторов и политиков с толку. Разговоры о новой Великой депрессии, крушение Lehman Brothers Holdings Inc., летающие эконом-классом банкиры, поддержка автопрома Белым домом, падение британского фунта, спасение Китаем Америки от банкротства и тому подобное. А сейчас валютные стратеги, например, Брайан Ким из UBS в г. Стамфорд (Коннектикут), утверждают, что «если произойдет спад интереса к риску по отношению к евро, иена от этого только выиграет». Ким просто выразил общепринятую точку зрения в кругах валютных специалистов. Иена вступила в игру. Второе заключение объяснить сложнее. Если бы те инвесторы, которые очнулись от спячки, взглянули на баланс США, они бы подумали, что это развивающаяся экономика, и стали бы держаться от нее подальше. Практические нулевые процентные ставки, огромные долги и уровень сбережений, который начинает расти только сейчас, не способствуют сохранению долларом статуса «резервной валюты».


Система убеждений


И вот, хорошо это или плохо, мы имеем то, что имеем. В Китае, России и странах Персидского залива ведутся разговоры об отказе от доллара, которые так и остаются разговорами. Чувство стадности растет, потому что фундаментальные показатели страны перестают иметь какое-либо значения после того, как валюта страны становится резервной. Это уже глубоко укоренившаяся и автономная система убеждений. В какой-то степени доллар не рухнет, потому что просто не может. Последствия этого события неизбежно затронут все классы активов и породят непосильные для мировой экономики расходы. Поэтому рейтинговые агентства боятся менять кредитный рейтинг США AAA, что доказывает неправоту противников доллара. Центральному банку Швейцарии пришлось бороться с убеждением, что франк является валютой-убежищем. Чиновники Норвегии не постеснялись поступить так же в отношении своей валюты. Тем временем евро пока не готов заменить доллар, т.к. еще слишком слаб в экономическом плане.


Вложения в иену


Итак, все взгляды обращены на иену. В Японии не требуется много денег, чтобы делать инвестиции, - это подтвердит любой, кто участвовал в так называемых спекулятивных сделках с иеной. Получение займов в иенах и вложение этих сред в более доходные активы за границей стало своего рода надомным промыслом. Самое сложное - это избавиться от мысли, что миру нужна валюта привязки. Вместо того чтобы просто использовать разные валюты в международных операциях, лидеры государств ищут новую резервную валюту. Интересно, какую же из них они выберут в качестве резервной. Рынком придется решить, где печатается резервная валюта - в Вашингтоне или за 6700 миль от него - в Токио. И снова речь зашла о иене. Как это ни печально, в Северной Корее поддельные банкноты номиналом 10 000 иен пользуются таким же спросом, что и 100-долларовые купюры. В Нигерии полицейские требуют взятку 2000 иен из-за штрафа в 20 долларов. А колумбийские наркобароны ломают голову над чемоданами, полными иен. Да уж, здесь речь наверное идет уже о миллионах или миллиардах. У политиков в Токио нет желания печатать мировую резервную валюту. Однако наибольшие опасения должно вызывать мрачное будущее экономики. Швейцарскому франку, например, пошла на пользу политическая стабильность. Результаты выборов 30 августа в Японии не гарантируют того, что крупнейшая азиатская экономика выберется из своей многолетней паники. В последнее время никто не заработал много денег, совершая сделки с иеной. Нет никаких оснований полагать, что валюте Японии удастся избежать трудностей в ближайшие несколько лет.


Уильям Песек