По его мнению, производимая на НПЗ Украины продукция в настоящее время более конкурентоспособна на фоне стремительного роста цен на мировом рынке и параллельного укрепления доллара по отношению к гривне, что отражается на росте цен на импортные нефтепродукты.
В то же время, отмечает С.Тигипко, украинские заводы, работающие на устаревшем оборудовании, которое не обеспечивает достаточной глубины переработки нефти, оказались не в силах насытить рынок недорогим топливом отечественного производства. В связи с этим он называет единственной причиной резкого подорожания топлива в Украине отсутствие у власти политической воли для проведения глубокой модернизации отрасли и установления контроля над собственной нефтедобычей.
«В стране сложилась интересная ситуация: что бы ни происходило - стоимость топлива растет», - сказал С.Тигипко.
Он также считает малоэффективными тотальные проверки рентабельности АЗС, с помощью которых власть реагирует на подорожание топлива.
С.Тигипко полагает, что нормализации ситуации на рынке нефтепродуктов будет способствовать стабилизация Национальным банком Украины курса гривни, а также реализация продукции, изготовленной из нефти, добытой на территории Украины, себестоимость которой в 5-7 раз ниже импортной.
Кроме того, по мнению политика, отдельного внимания заслуживает ситуация, сложившаяся с обеспечением горючим агропромышленного комплекса. С.Тигипко напомнил, что стоимость дизельного топлива и низкооктанового бензина, основным потребителем которого является АПК, неуклонно растет. Если в начале уборочной страды дизтопливо можно было прибрести по 4,87 грн/л, то в настоящее время цена достигает 5,75 грн/л.
В конце июля премьер Украины Юлия Тимошенко заявила о возможности для аграриев приобрести дизтопливо производства Кременчугского НПЗ по цене 4,2 тыс. грн за тонну, однако, уточняет С.Тигипко, она не упомянула о требовании завода о самовывозе горючего. В результате себестоимость перевозки дизтоплива для аграриев западных и восточных областей Украины нивелирует все топливные льготы.
По мнению политика, чтобы снизить себестоимость урожая этого года, самое время провести топливные интервенции из Госрезерва, одной из главных функций которого является сглаживание ценовых сезонных колебаний. Параллельно государство должно выступить в качестве серьезного игрока на рынке и должно закупать зерно по цене не ниже средней себестоимости, сложившейся в регионах, плюс минимум 5%, отметил он.