Разгорающееся пламя
Вслед за серьезнейшим «сжатием» реального сектора всегда происходит аналогичное уменьшение количества работающего населения. При этом отклик на рынке труда все время идет с определенным временным лагом. Опоздание кризиса безработицы по отношению к экономическому кризису объясняется довольно просто: компания, которая начала испытывать трудности со сбытом собственной продукции, как правило, не будет сразу увольнять своих работников. Первое время людям предлагается либо сокращенная рабочая неделя, либо административный отпуск. Только когда становится ясно, что проблема со сбытом скорее всего будет продолжаться значительно дольше, чем рассчитывала компания изначально, начнутся сокращения штата. В связи с этим, считает исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко, говорить о том, что официальные данные об уровне безработицы отражают реальную картину, не приходится. Они отображают лишь верхушку айсберга, а какова его подводная часть, не может предсказать никто. Так что же стоит за этими цифрами? По последним (за май 2009 года) оценкам Международной организации труда (International Labor Organization — ILO), к концу 2009 года в мире будет насчитываться в лучшем — и очень маловероятном — случае на 29-59 млн безработных больше, чем в 2007 году — до наступления экономического кризиса. А значит, общее количество людей, не имеющих работы, достигнет 239 млн человек. При этом прогнозы продолжают пересматриваться в худшую сторону (еще в январе в ILO предполагали, что прирост числа безработных составит 18-51 млн человек). Что примечательно: рост армии безработных стартовал не в начале кризиса, а в последние месяцы 2008 года, и с тех пор заметно усилился. Так, если в 2008 году в безработные «записалось» чуть более 8 млн человек, то в текущем году к ним присоединятся намного больше — порядка 21-50 млн. Это подтверждает, что кризис на рынке труда только недавно разгорелся и будет «догорать» еще долго после того, как уляжется кризис на финансовых рынках и в реальном секторе.
Оазисы занятости и пустыни безработных
В «группе риска» оказались жители не всех стран. Ведь если в развитых государствах экономический кризис держался на более-менее предсказуемом уровне, то его глубина в странах Юго-Восточной Европы, не входящих в Евросоюз, и в СНГ превысила все ожидания. Именно живущим там и стоит опасаться за свою работу. ILO ожидает, что в 2009 году армия безработных этого региона может увеличиться на 35%. Более того, рост безработицы не всегда сопровождается сокращением занятости, поскольку одни компании создают рабочие места по мере того, как другие их ликвидируют. Но в этих регионах, а также в ЕС и США, ситуация обостряется именно тем, что на фоне массовых увольнений происходит еще и снижение количества рабочих мест. Так, в ЕС и США уровень занятости в 2009 году упадет на 1,3-2,7%, а в ЦВЕ и СНГ — на 1-2,8%. Кроме того, в «группу риска» попадают и по возрастному критерию — вероятность стать безработным для молодежи (в возрасте 15-25 лет) в 2,8 раза выше, чем для людей старшего возраста. По прогнозам ILO, в нынешнем году армию безработных пополнят 4,9-17,7 млн молодых людей. Это связано с тем, что у молодежи всегда меньше возможностей для трудоустройства. И особенно во время кризиса, когда компании проводят массовые увольнения, в том числе вполне ценных, опытных сотрудников, и не хотят нанимать людей без опыта работы. Этот тренд очень силен в Евросоюзе, США, ЦВЕ и СНГ. Например, в Литве уровень безработицы среди молодежи вырос в два раза за период между мартом 2008-го и мартом 2009 года. А в Эстонии и вовсе увеличился втрое. Между тем кризис на рынке труда несет с собой и новую волну распространения бедности, с которой до сих пор достаточно успешно боролись международные организации. В начале 90-х в мире почти треть работников и их семьи жили за чертой бедности (на 1,25 $ в день и меньше). К 2007 году, когда экономический кризис только набирал обороты, этот уровень был снижен до 21% (624 млн работников). Но в 2009 году, при самом мрачном раскладе, он снова может вернуться к уровню начала 90-х, достигнув отметки в 28,2%. Другими словами, в Украине почти каждый третий наемный работник будет жить на 10 грн с копейками в день. И это более важная причина для противостояния безработице на глобальном и национальном уровнях, чем нехватка рабочих мест для выпускников вузов или сокращение потребительского спроса на продукцию производителей из-за снижения уровня доходов населения в результате увольнений.
На баррикады
Борьбу с безработицей в каждой стране ведут по-своему. Кроме вызвавшего кризис финансового сектора, за рубежом из-за сокращения спроса значительно пострадал производственный. В особенности автомобильная промышленность, металлургия, химпром, строительная отрасль. Именно там происходят самые существенные увольнения, и именно в них большинство правительств используют инструменты поддержания рынка труда. В целом, как отмечается в исследовании Европейского института профсоюзов (European Trade Union Institute — ETUI), наиболее распространены два варианта регулирования рабочего времени. Первый — коллективные соглашения (на межотраслевом уровне и уровне отдельных компаний и предприятий). Этот подход применяется в Германии. Здесь, например, было принято «Соглашение о рабочем времени» IG Metall, которое предусматривает возможность сокращения рабочей недели до 30 часов (запад) и 33 часов (восток), чтобы избежать сокращения рабочих мест. А во Франции используется договор о «частичной безработице», по которому работники, занятые во время кризиса меньше своих обычных рабочих часов, получают частичную компенсацию. В основном это применяется в автомобильной, металлургической, химической и строительной отраслях. Здесь также действует коллективный договор о «контрактах по смене рода деятельности». Эти контракты обеспечивают создание группой компаний компенсационного резерва для работающих в размере 80% их зарплаты на период один год, во время которого они будут проходить обучение для получения новой специальности. Второй вариант — различные инструменты рынка труда, внесенные в национальные трудовые законодательства, которые были разработаны для того, чтобы сохранить рабочие места с помощью государственного субсидирования оплаты труда на ограниченный период времени. Так, в Германии существует установленное законом правило о сокращенном рабочем дне, согласно которому государство компенсирует работнику часть потерь от простоя производства. Чтобы попасть под его действие, компании, переживающие экономические трудности, подают заявление в Федеральное агентство по труду. Количество таких заявлений возросло с 52 тыс. в октябре 2008 года до 700 тыс. в феврале 2009-го. В Голландии действует закон о безработице. Под его действие подпадают работники, которым на ограниченный период времени были сокращены рабочие часы. Такие люди получают помощь из общественных фондов, объем которых — 9,2 млрд евро. Проводя трудовую политику, власти делают акцент и на внутренних проблемах. Так, во Франции, где уровень безработицы среди молодежи составляет 22,3%, по инициативе президента Николя Саркози было выделено 1,3 млрд евро для компаний, которые будут предлагать стажировку и тренинговые программы для людей младше 25 лет. А в Индии, где 80% работников со своими семьями живут меньше чем на $2 в день, была запущена программа по гарантированию занятости в сельской местности (National Rural Employment Guarantee programme). На глобальном же уровне в июне на международном саммите по безработице был принят Global Jobs Pact, предложенный ILO. Это перечень мер по восстановлению экономики, основанный на Decent Work Agenda. Хотя он и был одобрен правительствами государств, его успешная реализация зависит от поддержки международными организациями и финансовыми институтами, которой пока полностью добиться не удалось.
Домашние неурядицы
В Украине ситуация на рынке труда не отличается от мировых тенденций. В первом квартале 2009 года в нашей стране насчитывалось 2,1 млн безработных трудоспособного возраста, то есть 10,3%. Для сравнения: в январе-марте 2008 года их было на 518 тыс. меньше. Вдобавок существует так называемый «сократительный потенциал», как отмечает Ирина Пионтковская, экономист ИК «Тройка Диалог Украина». В его состав входят люди, которые сейчас находятся в неоплачиваемых отпусках или работают неполное рабочее время. А по оценкам Госкомстата, в июне в отпуске с разрешения или по инициативе администрации находились 3,6% наемных работников. В частности, к регионам, где работающих в отпуск отправили больше всех, относятся Запорожская, Сумская, Полтавская и Донецкая области. К областям с наименьшим количеством — Ивано-Франковская, Волынская, Закарпатская и Одесская. В то же время еще 10,3% наемных работников в Украине (свыше 1 млн. человек) работали в условиях сокращенной рабочего дня или рабочей недели. Наибольшая часть таких работников — в Запорожской, Днепропетровской и Луганской областях, наименьшая — в Житомирской, Николаевской, Херсонской и Волынской. Именно эти люди — первые кандидаты на увольнение. 30%-ное «сжатие» реального сектора экономики по-разному отразилось на отраслях. По словам Пионтковской, самое сильное падение занятости фиксируется в секторах с наибольшим спадом производства — в сфере строительства, промышленности, финуслуг, торговли. В промышленности, как отмечает Олег Устенко, серьезные проблемы с безработицей существуют у металлургов, химиков, машиностроителей. По данным за июнь, принудительное сокращение рабочего дня или рабочей недели коснулось 23,4% работников строительной отрасли, 22,3% работников транспорта и связи и 19,1% работников промышленности. В то же время наименьшее сокращение занятости сегодня наблюдается в таких секторах, как образование, здравоохранение, транспорт. То есть в основном в секторах, в которых или доля участия государства высока, или более устойчивая динамика спроса, несмотря на падение доходов населения.
Взгляд в будущее
Украина пережила уже несколько волн сокращений по мере того, как экономический кризис доходил до разных отраслей. В каких-то секторах, по мнению Ирины Пионтковской, пик сокращений персонала уже пройден, а в каких-то еще будет использоваться пресловутый «сократительный потенциал». Таким образом, если смотреть на экономику в целом, а не на отраслевой срез, худшее еще впереди. «Эффект от возросшей безработицы почувствуется даже не сейчас, когда государство вынуждено больше тратить на социальные программы и предотвращать возможное социальное недовольство, — полагает Олег Устенко. — В послекризисный период, когда экономика начнет снова показывать рост, проблема с квалифицированными трудовыми ресурсами заявит о себе со всей силой». Растущая экономика (даже на 1-3% в 2010-м) будет требовать рабочей силы. Хорошо, если к тому моменту удастся вернуть часть людей в те привычные для них отрасли, в которых у них уже есть и опыт, и знания, и квалификация. Но часть трудового ресурса будет безвозвратно потеряна. Ведь наиболее квалифицированные и молодые достаточно легко могут «перенастроиться» под новые условия финансово-экономического кризиса, найдя себя в других секторах и в других профессиях. И они уже вряд ли вернутся на прежние места. Более того, у части временно неработающих может в полной мере проявиться и такая «болезнь», как дисквалификация, добавил эксперт. Ведь речь идет о специалистах, на подготовку которых необходимо затратить не один год и не одну тысячу гривен. Именно поэтому важно наличие продуманной государственной программы. Программы, которая помогла бы безработному населению пережить кризис и вернуться к общественному производству, а следовательно, и к полноценной жизни тогда, когда экономические реалии улучшатся. Украинские же власти похвастаться подобной программой не могут. Преодоление проблемы безработицы у нас проводится стихийно, точечными мерами. При этом существующая социальная защита населения довольно некачественная и труднодоступная, а стратегии по борьбе с безработицей украинцев попросту не существует. Похоже, как раз наши соотечественники и будут в числе тех, кому придется переживать кризис на рынке труда особенно тяжело и самостоятельно… Как и кого считать? Уровень безработицы в Украине, как и в большинстве стран мира, подсчитывается с помощью методологии ILO — как отношение численности безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости, к количеству населения трудоспособного возраста (15-70 лет). Основной недостаток такой методики заключается в занижении реального числа безработных, поскольку в странах, где социальная помощь безработным низкая или де-факто отсутствует, многие не регистрируются как безработные на бирже труда. Подобное явление также наблюдается в сельских регионах, где трудоспособное население занимается обработкой (собственной) земли, которая не охватывается статистикой как деятельность хозяйствования. Безработные в определении ILO — лица в возрасте 15-70 лет (зарегистрированные и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют трем условиям: не имели работы (доходного занятия); активно искали работу или пытались организовать собственное дело в течение последних четырех недель, предшествовавших опросу, и готовы приступить к работе в течение двух ближайших недель.
Елена Снежко