Вопрос вопросов
Тема всеми любимого советского фильма «По семейным обстоятельствам», видимо, никогда не утратит актуальности. В Европе ситуация осложняется тем, что учатся там дольше, чем у нас: диплом университета, как правило, получают в 28 лет – к этому возрасту наш человек уже сделал немало шагов в своей карьере и, возможно, даже располагает некоторыми накоплениями. Пока молодой европейский специалист не почувствует, что встал на ноги, семью не заведет.
Тема детей и вовсе откладывается на неопределенное будущее, ведь все это время в ряде европейских стран молодые люди проживают с родителями. Так, итальянцы живут в родительском доме дольше всех – в среднем до 40 лет. Современное поколение тридцатилетних, по всей видимости, рискует эту цифру еще и увеличить: кризис усугубляет и без того невеселую ситуацию.
Согласно данным OCSE (Организация по кооперации и экономическому развитию), итальянец зарабатывает в среднем 16 тыс. евро в год – это меньше, чем в Испании и Греции, а с Германией или Францией и равняться не стоит, пишет «Собственник».
Приняв эту цифру за отправную точку, отдел исследований известной в Италии риелторской сети idealista.it доказал, что купить жилье с такой зарплатой невозможно. Скажем, банальная «двушка» на окраине Милана оказывается недосягаемой, ведь выплаты по ипотеке не могут превышать 40% зарплаты.
Исходя из этих расчетов, жилье должно бы стоить на 35% меньше: с имеющейся зарплатой можно купить квартиру за 150 тыс. евро (сумма кредита 120 тыс., на 25 лет, с выплатой по 533 евро в месяц).
Снижение цен на жилье на 25% тоже было бы приемлемым, но тогда кредит должен выплачиваться 30 лет. Поскольку в Италии таких чудес ожидать не приходится (в прошлом году цены «подвинулись» лишь на 4-6%), остается только рассчитать цену возможной на сегодня покупки.
Итак, с зарплатой примерно в 1300 евро (что очень неплохо для большинства населения) на окраине Милана можно купить 40-метровую студию и расплатиться с банком за 25 лет, выплачивая по 506 евро в месяц, или даже за 30 лет – по 450 евро в месяц.
Нельзя не отметить, что Милан – один из самых дорогих городов Италии, однако и зарплаты здесь самые высокие по стране, да и вероятность найти работу высока, как нигде больше. Но как семье жить в студии? И что ожидать от будущего: как узнать, до какого возраста будет жить с родителями следующее поколение?
Нетривиальное решение
По счастью, для очень многих остается еще одна лазейка: перебраться в город поменьше, где цены за «квадрат» обычно ниже. В большинстве стран Европы в маленьких городах жить даже комфортнее: все близко, можно ездить на работу на велосипеде, а не в переполненном метро; инфраструктура такая же, а воздух чище, и жизнь в целом дешевле.
Однако для представителей некоторых профессий этот вариант не подходит, так как в маленьких городах работу по их специальности не найти. В то же время и свой бизнес открыть не всегда просто: рынок очень плотный и новичков не пускает.
Но не будем забывать: наше время – время гибкости, поэтому желающие обрести свою крышу над головой ищут новые подходы. Так зародился новый тренд: покупать жилье там, где сможешь.
Венанцио, 32-летний архитектор из Милана, перебрался в Прагу вслед за своим коллегой, с которым они и открыли студию дизайна. Рынок Праги бурно развивается, и молодые архитекторы получают множество заказов на реконструкцию. Особенно интересно работать с чердаками, которые теперь модно переделывать под жилье.
Когда Венанцио присмотрел здесь квартиру, он не говорил по-чешски, но весь процесс оформления смог доверить итальянским представителям международной риелторской компании. Изначально он думал отремонтировать квартиру и сдавать ее в аренду, таким образом выплачивая кредит. Однако когда она была готова, он решился переехать в Прагу и открыть здесь студию.
Его квартира тоже одна из «чердачных», дом расположен в Праге-2 (самый центр), однако 100 кв. м обошлись в 250 тыс. евро, плюс цена ремонта (работа стоит здесь гораздо дешевле, чем в Италии). За эти же деньги он смог бы найти квартирку вдвое меньше на окраине Милана.
Венанцио выиграл и в профессиональном смысле: в Милане ему пришлось бы еще долгие годы работать в чужой студии, прежде чем он сумел бы завоевать клиентов и открыть свою.
На время или навсегда?
Ученые утверждают, что в будущем привычная работа «в определенном месте, с 9 до 6» уступит место принципиально новым видам занятости. Многие профессии не потребуют нашего регулярного присутствия в офисе, развивающиеся коммуникации позволят все большему числу специалистов работать удаленно, не покидая дома. Можно предположить, что тогда цены на жилье в мегаполисах и провинции если не сравняются, то постепенно сблизятся.
Жить в городах-спутниках тоже станет необязательно: сейчас их существование определяется только тем фактом, что многие их обитатели не могут себе позволить снять или купить квартиру в мегаполисе, к которому привязаны по работе.
Поскольку жилье всегда покупают с расчетом хотя бы на несколько лет, а чаще – на десятилетия, есть смысл уже сегодня начинать применять стратегии будущего на практике. Может быть, начать присматривать подходящий для жилья город, чтобы купить дом там, где это проще сделать. А работа приложится.
Марк, 33-летний фотограф из Лондона, отчаялся приобрести дом на родине и решил перебраться в Стамбул. Этот город всегда найдет чем очаровать творческую личность, но для Марка решающим фактором оказалось его географическое положение. Работая на крупнейшее агентство новостей, Марк отвечает за страны Ближнего Востока. Покупать жилье в Бейруте он бы не рискнул, а вот Стамбул оказался удобным аванпостом: отсюда и до лондонского начальства, и до подотчетных стран добираться удобно.
Важным аргументом оказалась и цена квартиры. Расположенная в 5 минутах от одной из центральных площадей, в колоритном артистическом квартале, она обошлась ему в 120 тыс. евро за 90 кв. м. Аналогичная жилплощадь в центре Лондона стоила бы в 7 раз дороже! Сегодня купить жилье иностранцу в Стамбуле не так просто: нужно инвестировать в некую местную фирму, стать ее совладельцем. Однако правила меняются… а жилье в Лондоне вряд ли станет дешевле.
Амели, тридцатилетняя парижанка, купила квартиру в центре Софии за 33 тыс. евро – в Париже она могла бы купить на эти деньги разве что гараж. Амели работает гримером, между одним контрактом и другим она может жить где угодно, а работать ей приходится в разных местах, так что к Парижу ее в профессиональном отношении ничего не привязывало.
Полгода она потратила на реконструкцию своей долгожданной квартирки, а закончив ее, с удивлением обнаружила, что цены на ее недвижимость в Болгарии за это время существенно выросли. Это один из побочных эффектов при покупке жилья в бурно развивающихся столицах Европы.
Если когда-нибудь захочется вернуться в Лондон, Париж или Милан, приютивший на время дом всегда можно продать, и скорее всего – с выгодой.