Дно кризиса уже преодолено, уверены эксперты. По их мнению, показатели продаж прошлого месяца дают основания прогнозировать дальнейший их рост, но для этого автопроизводителям и правительству необходимо внедрить ряд программ по стимулированию продаж автомобилей.
В июле было реализовано на 15,9% больше автомобилей, чем в июне. Всего по итогам семи месяцев текущего года было продано около 95 тысяч автомобилей.
По мнению генерального директора Vipos (импортер Audi, дилер Volskwagen) Виктора Постельникова, рост автопродаж был вызван в первую очередь поиском новых форм стимулирования лояльности клиентов. «Автозаводы и автодилеры начали предоставлять всевозможные скидки на автомобили, – отмечает Постельников. – Кроме того, после отмены в некоторых украинских банках моратория на снятие депозитов люди стали вкладывать полученные средства в недвижимость и автомобили».
«В конце концов люди поняли, что цена на автомобили ниже уже не станет, что также способствовало увеличению объемов автопродаж», – добавляет президент «Днипро Мотор Инвест» (импортер Honda) Сергей Дашко. По его мнению, несколько оживила автопродажи и произошедшая в июле девальвация гривны. Несмотря на рост продаж автомобилей в июле, спад по сравнению с июлем прошлого года составил 77%.
Напомним, в 2008 году в Украине было продано около 623 тысяч легковых автомобилей (+15% к 2007 году), но в этом году будет продано не более 140-160 тысяч, прогнозируют аналитики.
Тем не менее показатели июля дают основания говорить о том, что дно кризиса пройдено, считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. «В прошлые годы порядка 70-80% автомобилей продавалось в кредит, поэтому со сворачиванием автокредитования рынок и упал на 70-80%. Сейчас же автокредитование потихоньку начало возрождаться»,– отмечает он.
«Ситуация с каждым месяцем будет улучшаться благодаря тому, что сами автопроизводители стали активно кредитовать потребителей, таким образом стимулируя спрос»,– добавляет господин Назаренко. По его словам, во время кризиса автозаводы были вынуждены либо идти на сокращение производства, увеличивая таким образом собственные затраты на производство одного автомобиля, либо поддерживать производство на прежнем уровне, идя по пути демпинга.
По мнению Виктора Постельникова, дальнейшему увеличению автопродаж в Украине способствовали бы программы по стимулированию спроса. Сейчас в 12 европейских странах, на которые приходится более 90% рынка Евросоюза, а также в США, Японии и Китае введено материальное поощрение покупателей, меняющих старые авто на новые. Это привело к тому, что в июле продажи автомобилей в Китае выросли на 70,54%, что стало самым высоким показателем с января 2006 года, а в Великобритании впервые за 15 месяцев был отмечен рост на 2,4%.
Пилотный проект подобной программы может быть внедрен в России с января 2010 года. Аналогичную программу уже разрабатывает Минпромполитики, сообщили вчера в министерстве.