Тенизация украинской экономики в I квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 7 процентных пунктов и достигла 36% от официального ВВП страны, по предварительным данным Министерства экономики, обнародованные на его сайте. Впрочем, к воскресенью эта информация исчезла с сайта министерства, а в его пресс-службе сообщили, что работа над вычислением этого показателя еще не завершена. Как рассказал источник в Минэкономики, отчет о теневом ВВП действительно в пятницу был размещен на их сайте, но уже через час снят.
Увеличение тени показали все четыре используемых министерством метода. «Рост теневой экономики наблюдается во многих государствах, в том числе и в экономически развитых странах Европы. Это реакция бизнеса на экономический кризис, и Украина отличается лишь тем, что изначально объемы теневой экономики у нас были выше»,– объяснил один из сотрудников Минэкономики. Официальные структуры ЕС пока не обнародовали расчеты по теневой экономике. По оценкам австрийского экономиста Фридриха Шнейдера, в 14 наиболее благополучных странах ЕС доля теневой экономики выросла с начала года на 0,3-0,9%. В Северной Европе ее доля сейчас составляет 10-18% от реального ВВП, в Средиземноморье – 20-25%, а в бывших социалистических государствах – 36-39% (в Украине – 57%).
Активизация теневой экономики в Украине фиксировалась и в IV квартале прошлого года. В целом по итогам 2008 года теневая экономика выросла на 3,1 процентного пункта, до 31% от ВВП, что стало максимальным показателем с 2001 года. Тогда Минэкономики объясняло такой резкий рост реакцией бизнеса на кризис. Сейчас в министерстве среди его факторов назвали неэффективную налоговую политику и бюджетную поддержку реального сектора экономики.
Семипроцентный рост доли теневого сектора может вовсе не означать массового перехода предприятий к двойной бухгалтерии и неофициальным операциям, говорят эксперты. «Конечно, некоторое перетекание экономики в тень существует. Но в основном экономический спад был зафиксирован в металлургии и машиностроении (по итогам I квартала – на 43,7% и 54,6% соответственно) – достаточно зарегулированных секторах, где уровень тенизации минимален»,– утверждает аналитик ИГ «Сократ» Михаил Сальников. Спад ВВП в целом по итогам I квартала составил 20,3%. С мнением эксперта соглашается аналитик компании Gainsfort Research Евгения Ахтырко: «Роста тенизации можно ожидать лишь в секторе услуг и особенно в торговле. Однако там наблюдается реальное снижение торгового оборота, поэтому нельзя утверждать, что уход в тень был значительным». Торговый оборот в I квартале упал на 18%.
Исходя из подсчитанного Госкомстатом номинального ВВП, объем теневой экономики в I квартале 2008 года составлял 54,44 млрд грн, а в I квартале нынешнего – уже 65,96 млрд грн, пишет «КоммерсантЪ». Таким образом, номинальная теневая экономика выросла на 21% (номинальный официальный ВВП сократился на 3,5%), что почти идентично уровню инфляции в экономике – 22,4%. Поэтому корректнее говорить о том, что кризис в гораздо меньшей степени отразился на теневом сегменте, уверены экономисты. «Безусловно, некоторый спад наблюдался и в теневой экономике. Но вследствие гораздо меньшей зарегулированности она лучше адаптировалась к новым экономическим условиям»,– отмечает господин Сальников. Небольшое снижение реального теневого ВВП на фоне 20-процентного падения реального официального ВВП могло обеспечить увеличение доли тени в экономике Украины.