Не прояснили ситуацию и в Ощадбанке — там тоже ничего не известно, кроме одного: по постановлению Кабмина, последний день выдачи компенсаций — 25 декабря. Увы, у экономистов прогнозы пессимистические: они говорят, что этих денег вкладчики могут и не дождаться (хотя, напомним, в бюджете-2009 заложено на выплаты всего 250 млн грн против 6,4 млрд грн, розданных премьером в 2008 году).
Дело в том, что МВФ добился от украинского правительства обещания сократить дефицит госбюджета на 5,5 млрд грн. Это почти 0,6% ВВП. В результате Украина на конец года должна выйти на показатель 6% дефицита от номинального ВВП.
В случае, если бы Кабмин сдержал свои обещания и вновь начал выдавать вкладчикам по 1 000 грн, финансовая ситуация в Украине могла ухудшиться. В частности, очередное вливание денег в экономику могло привести к снижению курса гривны и росту темпов инфляции. И, кроме того, в этом случае МВФ мог отказать в выдаче третьего транша кредита stand-by, что де-факто делало невозможным выполнение экономической программы правительства.
Помимо этого, реальная покупательная способность 1000 грн из-за инфляции со временем снизится, что может облегчить государству выплату компенсаций. В июне текущего года Кабинет министров предложил парламенту изъять из закона о государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины норму об индексации обесценившихся вкладов и страховых взносов в соответствии с инфляцией.
«Давайте взглянем правде в глаза: этих денег нет и быть не может, потому что Кабмин уже полгода рапортует о выполнении заниженных ежемесячных планов по доходам, но к концу года нас ждет горькое похмелье. Не говоря уже о том, что сейчас, когда идет оздоровление банковской сферы, на которую правительство с трудом находит средства, выплата даже 250 млн вкладчикам будет выглядеть, мягко говоря, вызывающе, — утверждает известный экономист, народный депутат Ксения Ляпина. — Косвенно о том, что «тысячи» не будет, говорит и принятый на днях закон «Об оздоровлении банков»: проблемные кредиты и проблемные депозиты всех банков хотят сосредоточить в одном учреждении (банке), и уж пусть оно с ними разбирается. Поэтому вполне вероятно, что «сгоревшие» советские вклады окажутся в том же банке и их ждет судьба облигаций госзайма сталинского периода, которые реструктуризировали и выплачивали около 40 лет».
«Кабмин может рассчитывать на серьезное оживление спроса на мировом рынке металла к концу года, что даст значительные поступления в бюджет. И только тогда премьер сможет выкроить на «тысячу» 250 млн гривен и бросить их, как свою последнюю гранату, в огонь предвыборных баталий, — говорит аналитик МЦПИ Александр Жолудь. — Но вероятность этого — не более 10%».