С 1 января 2004 года вступили в силу базовые законы по вопросам пенсионной реформы «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении», благодаря которым планировалось создать в Украине трехуровневую структуру:
І уровень — реформированная солидарная пенсионная система, построенная на принципах «социального страхования» и «солидарности поколений»;
ІІ уровень — обязательная накопительная пенсионная система, средства которой должны инвестироваться в соответствии со специальными правилами для получения дохода в интересах застрахованных лиц для последующего использования по пенсионным выплатам этим лицам или их наследникам;
ІІІ уровень — система добровольного негосударственного пенсионного обеспечения.
Общеизвестным фактом является то, что солидарная система эффективна лишь в случае расширенного воссоздания поколений. В Украине этого нет. Демографическая ситуация такова, что нагрузка лицами пенсионного возраста на трудоспособное население в настоящее время составляет 394%, а к средине нынешнего тысячелетия она увеличится примерно втрое. Причем значительно сократить эту нагрузку не удастся, даже если будет повышен пенсионный возраст. Существующая сегодня солидарная система выживает только благодаря прямым вливаниям из бюджета.
Основная суть реформы сводилась к введению обязательной накопительной пенсионной системы, которая, с одной стороны, «разгрузила» бы солидарную систему, а с другой — дала бы стране внутренние «длинные деньги». Такая накопительная система могла начать действовать только после принятия закона о Накопительном фонде, и ей потребовалось бы как минимум полтора года для выхода на стартовые позиции. Единственной предпосылкой для введения в силу этого закона являлся ежегодный прирост ВВП на уровне не менее 2% от предыдущего года. Такие условия существовали в Украине начиная с 2005 года. Хотя еще в 2007 году обсуждалось, что фонд начнет работу с 1 января 2009 года, закон принят не был. Учитывая кризис и наступающую после него рецессию, последующий стабильный рост ВВП на ежегодных 2% в соответствии с прогнозами начнется не ранее 2015 года, и следовательно закон можно будет принять не ранее 2017-го с началом работы фонда в 2019-м. Принимая во внимание, что отчисления в Накопительный фонд осуществляются застрахованными лицами не старше 40 лет, и предполагая, что наши прогнозы по началу работы фонда правильны, нынешние 30-летние уже не смогут воспользоваться преимуществами накопительной пенсионной системы.
Хотя на сайте Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг страница с перечнем негосударственных пенсионных фондов и их администраторов с 2005 года находится на реконструкции, по некоторым данным, число таких фондов к 1 января текущего года достигло 109. В 2008 году количество участников негосударственных пенсионных фондов увеличилось до 482,5 тысячи, что при общем количестве пенсионеров в нашей стране (более 13 млн. человек) представляется несущественным. По мнению специалистов, добровольные дополнительные пенсионные схемы хороши для США и Великобритании, но никак не для континентальной Европы, и уж тем более для Украины. Поэтому существование негосударственных пенсионных фондов обнадеживает, но они не способны решить проблемы, стоящие перед украинской пенсионной системой.
По данным Пенсионного фонда Украины, самая маленькая пенсия начисляется в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Самая большая пенсия, конечно же, у депутатов. Пенсии поменьше у судей, прокурорских работников, силовиков и служащих Нацбанка.
Каковы же наши перспективы (я говорю о себе и других трудоспособных гражданах старше 30 лет)? Очевиден гарантированный дефицит средств Пенсионного фонда Украины в ближайшие десять и более лет. Сомнительно, что при нынешнем уровне правовой культуры у власти предержащих и насущных для них проблем они станут ломать голову над тем, как сделать так, чтобы я получал достойную пенсию. Значит, я могу рассчитывать только на себя. И даже выйдя на пенсию, я должен буду продолжать работать. Такая точка зрения сегодня очень распространена. К сожалению, именно она лежит в основе нежелания многих работодателей показывать реальную зарплату и начислять на нее страховые взносы. Если ничего не делать с этой точкой зрения и не осуществлять реальную пенсионную реформу, в Пенсионном фонде произойдет катастрофа намного раньше, чем предсказывают аналитики.
Геннадий Цират, директор юридической фирмы «Юрвнешсервис», кандидат юридических наук