«Укрзализныця» – крупнейший потребитель электроэнергии в стране, отмечают в Минтопэнерго. Компания покупает электроэнергию на сумму около 300 млн долл. в год. ГП «Уголь Украины» транспортирует уголь железнодорожным транспортом на сумму более 180 млн долл. в год.
Получить официальный комментарий «Укрзализныци» вчера не удалось. Но в неофициальных беседах топ-менеджеры администрации положительно оценивают введение взаимозачетов. «С начала июня действует распоряжение правительства, согласно которому „Уголь Украины“ получил отсрочку по оплате перевозки угля до конца года. Ситуация в компании очень сложная, фактически она не в состоянии рассчитываться. А благодаря взаимозачетам у нас хотя бы решится проблема оплаты потребляемой электроэнергии»,– говорит источник издания в коммерческом департаменте «Укрзализныци».
В ГП «Уголь Украины» не стали комментировать распоряжение правительства, но подтвердили наличие финансовых проблем. «Ситуация критическая: у нас за месяц на 40% выросла дебиторская и кредиторская задолженность»,– заявили в пресс-службе компании.
В генерациях опасаются, что решение правительства приведет к снижению уровня расчетов с компаниями. «Уголь Украины» уже сейчас не способен заплатить нам за электроэнергию, которую потребляют шахты. С начала июня долг компании перед «Энергорынком» вырос на 10%. В результате введения взаимозачетов задолженность компании перед «Энергорынком» еще больше возрастет, и все это ляжет на плечи генераций", — утверждает генеральный директор «Центрэнерго» Сергей Попов. В НАЭК «Энергоатом» напоминают, что I полугодие все генерирующие компании страны, за исключением «Укргидроэнерго», закончили с убытками. Рентабельность «Донбассэнерго» сегодня составляет -22,7%, «Днепроэнерго» – -20,6%, «Западэнерго» – -16,4%, «Центрэнерго» – -4%, «Энергоатома» – -2%.
Член комитета Верховной рады по ТЭК нардеп от Партии регионов Сергей Тулуб прогнозирует, что введение взаимозачетов приведет к новой волне банкротств в отрасли, причем как среди угольных, так и среди энергетических предприятий. «Так уже было в 1998-1999 годах. Тогда две трети предприятий энергетики оказались в состоянии банкротства. Ситуация наладилась лишь в 2002 г., и понадобилось семь лет, чтобы погасить долги»,– соглашается его коллега по комитету нардеп от БЮТ Михаил Волынец.