Нефтезависимость
Украина – энергозависимая страна. Свои потребности в топливе ей приходится покрывать за счет импорта, поскольку внутренними ресурсами обеспечивается лишь 15% от необходимого объема нефти и нефтепродуктов и 25% газа. Соответственно украинские автолюбители, которым нужно заправлять своих «железных коней», и аграрии, которым необходимо дизтопливо для полевых работ, зависят от цены энергоносителей на мировых рынках.
В начале июля, когда цены на европейских биржах поползли вверх, стоимость литра популярного в Украине бензина А-95 приблизилась к отметке 7 гривен, а дизельное топливо продавали в среднем по 5,4 гривны за литр. Цены на альтернативный и более дешевый пропан-бутан в некоторых областях превысила 4 гривны за литр.
Если сейчас цены на нефть держаться в коридоре 60-70 долларов за баррель, то к осени, по прогнозам экспертов, «черное золото» может вновь подорожать до 90 долларов за баррель. Повышение цен на нефтепродукты отразится на благосостоянии и водителей, и селян. Например, в 2008 году, по подсчетам НИИ экобиотехнологий Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, украинские аграрии потеряли около 1,6 миллиарда гривен из-за подорожания дизельного топлива. Прошлым летом, правда, цена барреля нефти достигала 140 долларов, а теперь сырье для солярки стоит вдвое меньше. Но недавние инициативы «Укравтодора», который предложил с нового года существенно поднять акцизы на топливо, заставляют задуматься об альтернативах бензину и ДТ.
Спирт вместо бензина
В мире в качестве замены обычному горючему уже давно используется биотопливо – биоэтанол и биодизель. Их главное преимущество в том, что они, в отличие от нефти и газа, добываются из биомассы и относятся к возобновляемым источникам энергии.
Биоэтанол — эти́ловый спирт, добываемый при переработке различных сельхозкультур – добавляют в бензин и используют такую смесь в обычных двигателях внутреннего сгорания. Чистый биоэтанол можно использовать лишь в специально предназначенных для этого двигателях.
Лидерами по производству этого вида альтернативного топлива являются США, где биоэтанол добывают преимущественно из кукурузы, и Бразилия, где в качестве сырья используют сахарный тростник. Вообще же добывать биоэтанол можно из различных сельхозкультур с высоким содержанием крахмала или сахара: картофеля, сахарной свеклы, ячменя, ржи, пшеницы.
В Бразилии уже более 20 лет владельцы автозаправок обязаны добавлять в бензин не менее 20% этанола. Использование биоэтанола позволяет покрывать почти половину из существующего в стране спроса на нефтепродукты. Более 60% транспортных средств могут использовать спирт в качестве топлива. Сейчас 4,5 миллиона автомобилей в стране ездят на этаноле, а еще 17 миллионов – на смеси этанола с бензином.
По прогнозу консалтингового агентства F. O. Licht, суммарное использование зерновых культур для производства биоэтанола в 2009 году увеличится на 11% по сравнению с прошлым годом и составит 109,4 миллионов тонн.
К 2020 году, согласно прогнозам, производство биоэтанола в мире превысит 280 миллиардов литров, а средний ежегодный рост рынка биоэтанола в 2008-2020 годах составит более 12%.
Экологичный дизель
Производство биодизеля в мире также растет. В 2009 году оно достигнет 13,1 миллионов тонн по сравнению с 7,9 миллионов тонн в 2007 году.
Биодизель обладает рядом преимуществ перед обычной соляркой. Он не загрязняет окружающую среду: при его сгорании образуется столько же углекислого газа, сколько потребили растения, являющиеся сырьем для производства топлива, а также почти полностью распадается в почве или воде. Для использования биодизеля обычные двигатели не нужно модернизировать. Более того, срок службы двигателя даже увеличивается, так как биодизель обладает лучшими смазочными характеристиками по сравнению с обычной соляркой. Благодаря высокому цетановому числу биодизельного топлива — 51 и более – дизель работает более «мягко».
Добывать биодизель проще, чем солярку, и почти в два раза дешевле. В Украине себестоимость литра биодизельного топлива составляет от 2,2 до 3,0 гривен.
Для нашей станы производство биотоплива станет одной из эффективных антикризисных мер, уверена глава комитета Верховной рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская. Для внедрения биотехнологий в Украине есть все условия.
В прошлом году отечественные аграрии собрали около 3 миллионов тонн рапса, из которого добывают биодизель. Это почти 10% от мирового производства. Оборудование для переработки рапса в биодизель также производится в Украине и стоит оно в несколько раз дешевле зарубежных аналогов.
В Украине есть более 42 заводов и установок по производству биодизеля, которые могут производить более полумиллиона тонн топлива в год. Но до недавнего времени большинство из них простаивало, а почти 90% выращиваемого в Украине рапса шло на экспорт в страны ЕС.
Долгожданные льготы
В объединенной Европе, которая намерена к 2020 году заменить 10% горючего биотопливом, действуют льготы для тех, кто производит и применяет «зеленый» бензин или ДТ.
В Украине три года была принята государственная программа развития производства биотоплива, однако до недавнего времени она не работала из-за отсутствия у производителей и потребителей экологичного горючего экономических стимулов.
Много изменил подписанный президентом закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия производству и использованию биологических видов топлива». Этот документ вводит значительные льготы для украинских производителей и потребителей биотоплива.
С 1 января 2010 для производителей биотоплива, на 10 лет отменяется налог на прибыль, полученную от продажи горючего. Налоговая льгота распространяется также на те предприятия, которые производят тепловую и электрическую электроэнергию за счет сжигания биологического топлива, а также компаний, специализирующихся на выпуске оборудования для налаживания производства биотоплива и его потребления.
До 2019 года не будет облагаться налогами импорт техники и оборудования, применяемых для ремонта и строительства предприятий по производству биотоплива, а также ввоз комплектующих для переоборудования транспортных средств для работы на биогорючем. Эта льгота касается и ввоза сельхозтехники, работающей на биотопливе.
Помимо этого, до 1 января 2019 года разрешается применение бонусной амортизации на оборудование, работающее на альтернативном топливе. Так, разрешается списание 50% от балансовой стоимости в первом отчетном периоде. Норма распространяется и на оборудование, производящее альтернативное топливо. Предусмотрена нулевая ставка акцизного сбора на этиловый спирт, который используется для изготовления биоэтанола и биодизеля, а также на сам биоэтанол.
Для контроля над рынком в законе оговорено создание государственного реестра производителей биотоплива. Кроме того, для того чтобы перегонять биоэтанол и биодизель, нужно будет получить гослицензию.
Украинцы, которые переоборудуют свое авто для использования биотоплива, получат право на льготы при уплате налога на доходы.
Благодаря этому закону в Украине наконец созданы все условия для производства альтернативных видов топлива. Быть может, теперь удастся достичь задекларированной в законе цели и до 2020 года заменить до 20% топлива на альтернативные аналоги.