Начало июля войдет в историю как очередной этап подорожания традиционного украинского горячительного напитка — водки. Рост цен на алкоголь произойдет вследствие повышения акциза на этиловый спирт на 58%. Зачастую повышение цен сильнее всего ударяет по кошелькам потребителей, однако в данном случае бурю протестов подняли сами производители алкогольных напитков. Какие же реальные последствия очередного увеличения акцизов для алкогольной отрасли?
Теневая угроза
Инициатива правительства за счет повышения акцизов на этиловый спирт увеличить поступления в бюджет на 1 млрд грн может, по мнению участников рынка, привести к необратимым последствиям. Во-первых, прогнозируется повышение стоимости алкогольной продукции на 5-6 грн за пол-литра водки. По расчетам компании «Союз-Виктан», минимальная цена за одну бутылку легальной водки составит 20 грн Потребители просто будут искать более доступные напитки, что повлечет за собой существенное падение продаж, особенно в нижнем и среднем ценовых сегментах. Во-вторых, рынок алкоголя неизбежно вернется к теневым схемам производства, в результате чего, по утверждению маркетинг-директора компании «Союз-Виктан» Василия Профира, бюджет недополучит почти 800 млн грн. К тому же пострадают и сами спиртовые заводы, так как произойдет сокращение объемов потребления их продукции. В результате этого, как прогнозируют участники рынка, до 70% предприятий могут остановиться, а люди — потерять работу.
На сегодняшний день шесть крупных водочных компаний формируют более 60% водочного рынка, около 40% приходятся на долю остальных компаний, имеющих лицензию на производство. «Повышение акцизного сбора в первую очередь будет фатальным для мелких и средних производителей, которые формируют именно эти 40%. Если предположить, что потребление алкоголя населением не уменьшится, а большие водочные компании сохранят свои объемы производства, то 40% рынка должно быть за счет чего-то восполнено: самогоноварения, продукции, которая официально не декларируется», — подчеркнул Иван Жолнер, глава ассоциации «Укрводка».
Золотая середина
Между тем стоит отметить и тот факт, что участники алкогольного рынка не против повышения акцизов. Но все это должно происходить постепенно, считают они. «Хотелось бы посоветовать парламентариям и правительству обратить внимание на опыт развитых стран. Посмотрите на то, что делают власти там, и не изобретайте велосипед», — советует Людмила Русалина, президент холдинга «Петрус».
По ее словам, везде в той или иной форме идет снижение налогообложения, а у нас — наоборот. Ставки акцизного сбора, приемлемые для отечественной алкогольной отрасли, были просчитаны и прописаны вместе с представителями рынка еще в прошлом году. Планировалось их поэтапное повышение в течение трех лет. В этих расчетах учитывался и процесс инфляции, и многие другие факторы. Уровень налогообложения рассчитывался для того, чтобы государство получало стабильно растущий доход в бюджет, производитель мог нормально работать и развиваться, а покупатель — получать качественную продукцию.
Ирина Чернявская