У руля государство

После национализации Приватбанка государство стало самым влиятельным игроком на банковском рынке. Это открывает широчайшие возможности для различного рода манипуляций и скрытого управления банковской системой. 

По данным на конец 2016 года акционер «Украина» сконцентрировал в своих руках свыше 60% всех розничных депозитов банковского рынка страны. Это колоссальный объем, который способен оказывать на рынок куда большее влияние, чем, например, размер учетной ставки.

К началу 2017 года банковская система сумела накопить избыточную ликвидность. Остатки на корсчетах банков колеблются у отметки 50 млрд. грн. Тогда как в июле 2013-го, когда в стране в списке здравствующих числилось почти две сотни банков, объем корсчетов не дотягивал и до 25 млрд.

Профицит ликвидности неизбежно приведет к снижению ставок по розничным вкладам. Но если в другой ситуации эволюционный процесс уменьшения доходности мог бы растянуться на долгие месяцы, то при некотором содействии со стороны государства его можно ускорить до нескольких недель.

Прежде всего, НБУ может и непременно понизит учетную ставку с нынешних 14% годовых до 12% годовых.

Чтобы ускорить процесс, государство может прибегнуть к более действенному шагу — предложит своим банкам почти синхронно уменьшить ставки по депозитам. Из-за доминантного положения на рынке, госбанки могут не опасаться серьезного оттока вкладов. Реакция остальных участников рынка будет почти мгновенной. В течение пары недель ставки резко начнут снижаться.

Уже к весне ставки по вкладам в гривне могут упасть до 12-13% годовых. Это должно стимулировать возобновление кредитования реального сектора. 

Банки начнут кредитовать

Нет сомнений, что синхронно с понижением учетной ставки упадет и доходность депозитных сертификатов НБУ, а вслед за ними вниз пойдут и ставки по ОВГЗ Минфина. Это вынудит банки активней искать реальных заемщиков для вложения средств.

Объем кредитов юридическим лицам в целом по банковской системе снизился за 2016 год с 802 млрд. грн. до 786 млрд. грн. Но проблема замороженного кредитования уже давно не связана с дефицитом ресурсов. Теперь ее причина в отсутствии платежеспособных заемщиков. И дело не только в ставках.

Одна из ключевых причин — строгие правила оценки рисков и жесткие нормы резервирования, принятые НБУ. Банки просто не могут найти заемщика, удовлетворяющего всем правилам. А те из них, кто строго соответствует требованиям, не нуждаются в кредитах.

Искусство регулирования в данном случае как раз в том и заключается, чтобы наращивая безопасность, не привести к полной остановке кредитной машины. Хорошая новость в том, что, похоже, НБУ четко это осознает. Подтверждением тому — изменения, которые внес регулятор 16 января в знаменитое 351-ое постановление