До кризиса 2008 года возможность торговать на украинских фондовых биржах ценными бумагами с помощью Интернет-трейдинга, да еще и такими инструментами как фьючерсы и опционы, рассматривалась как научная фантастика. Даже индекс «голубых фишек», который рассчитывается биржей онлайн был «диковинкой». Однако все эти атрибуты западных фондовых рынков уже присутствуют и активно используются локальными инвесторами на фондовом рынке Украины. Далее местные «фондовики» хотят, чтобы украинские компании искали дополнительный капитал внутри страны, проводя IPO на отечественных биржах, а не на иностранных фондовых площадках. Кроме того, есть идея создания двойного листинга, чтобы украинцы могли инвестировать через местные фондовые биржи в акции отечественных компаний, которые сейчас продаются в Лондоне, Варшаве или Франкфурте.
В 2012 году Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР) поставила перед собой амбициозные планы — в частности, по внедрению новых инструментов и решению проблем корпоративного управления. Как заявил глава НКЦБФР Дмитрий Тевелев, недавние кадровые и структурные изменения в регуляторе не отобразятся на принципах работы комиссии. «Наши основные цели — увеличение капитализации и ликвидности фондового рынка, совершенствование рыночной инфраструктуры, улучшение защиты прав инвесторов», — сообщил он.
Об указанных господином Тевелевым проблемах более детально «Минфин» рассказывал в статье «Игра против рынка». Можно отметить, что украинский фондовый рынок за 20 лет независимости так и не стал главным источником капитала для экономики. Иностранного и внутреннего инвестора отпугивают такие риски как незащищенность прав собственности мелких акционеров и коррумпированные суды, низкое количество акций в свободном обороте, торговля инсайдерской информацией, постоянные манипуляции на фондовых биржах. А также отсутствие корпоративной культуры у эмитентов и полноценного риск-менеджмента у брокеров. Также в этом году чиновники из Нацкомиссии решили реализовать возможность проведения IPO в Украине и внедрить двойной листинг.
Долговая развязка
Председатель комитета по вопросам развития долговых, производных и внедрения новых инструментов фондового рынка, член НКЦБФР Алексей Петрашко сообщил, что под особым наблюдением регулятора будет рынок облигаций. «Не секрет, что существует ряд компаний, которые несвоевременно выполняли обязательства по долговым бумагам, которые они выпускали, что неприемлемо, — сказал он. — Мы хотим законодательно усилить защиту прав держателей публичного долга и внедрить стандарты взаимодействия между эмитентом и держателем публичного долга».
По словам главного аналитика рейтингового агентства «Эксперт рейтинг» Виталия Шапрана, регулятор должен принять ряд решений, которые бы предупреждали появление на рынке спекулятивных ценных бумаг, «которые под видом хороших эмитентов пытались хитростью получить хороший рейтинг, а потом через определенное время объявляли о дефолте». «Для предотвращения таких рисков необходим рейтинг. Но мы не можем их полностью нивелировать, это задача регулятора, — отметил он. — Мы только не допускаем определенных эмитентов к пенсионным фондам, к страховым резервам».
Кроме того, господин Петрашко отметил, что сегодня Нацкомиссия активно сотрудничает с Нацбанком и Министерством финансов в отношении выпуска гособлигаций для населения. «Валютные ОВГЗ для физлиц станут популярными, так как этот инструмент безопасней, чем депозиты», — подчеркнул он (см. статью «Минфина» — «НБУ отменит смертный приговор доллару», «Деньги населения спасут Украину от дефолта»).
Также упрощение процедуры выпуска облигаций НКЦБФР будет стимулировать украинские компании проходить листинг и осуществлять размещение на украинских биржах. «Компания, которая прошла листинг своих бумаг на украинских биржах, будет гораздо проще занимать деньги через выпуск биржевых облигаций», — сказал Алексей Петрашко.
В то же время Нацкомиссия рассматривает вопрос по внедрению структурных облигаций, которые будут выпускаться государством специально под инфраструктурные проекты. Господин Петрашко также отметил, что комиссия посодействует развитию ипотечного рынка. «Мы решили внедрить группу инструментов для развития рынка ипотечных ценных бумаг. Это послужит толчком к активизации рынка ипотечных кредитов», — резюмировал он.
Другие инструменты и возможности
В НКЦБФР также хотят усилить нормативную базу по рынку деривативов. «Мы имеем узкое законодательное поле в отношении урегулирования деривативов. Поэтому наши усилия буду направлены на создание законодательного поля, в рамках которого будет существовать этот инструмент», — поделился господин Петрашко. Как отметил председатель правления «Украинской биржи» Олег Ткаченко, комиссия до принятия закона о деривативах не будет принимать каких-либо действий. «Законопроект прошел первое чтение, привлечен иностранный эксперт. Примерно через месяц после обнародования можно будет говорить что-то конкретно», — сказал он.
По словам генерального директора ИК «Финекс Капитал» Игоря Когута, законопроект по деривативам в подвешенном состоянии находится уже более двух лет. «Если он заработает, то рынку от этого только будет плюс, так как уберутся скользкие моменты, которые на сегодняшний день не урегулированы, — объяснил «Минфину» фондовик. — Например, мы товарные опционы регистрируем в Минэкономики, а опционные сертификаты — в НКЦБФР, потому что сам опцион — это не ценная бумага. Это нестыковки, которые надо выписать».
Двойной листинг — теория или реальность?
По словам господина Петрашко, в последний год обсуждается тема допуска обращения бумаг украинских компаний, которые провели IPO на иностранных биржах, на наш рынок. «В этом году мы внедрим двойной листинг, чтобы локальные инвесторы могли инвестировать в акции украинских компаний, торгующихся на западных фондовых биржах», — заверил он.
По словам Олега Ткаченко, двойной листинг спасет украинский фондовый рынок. «Придут деньги на наш рынок, он начнет развиваться. Например, все аграрные компании торгуются на иностранных площадках, наши инвесторы сегодня не имеют возможности инвестировать в такие компании, — сказал он «Минфину». — Двойной листинг принесет рынку деньги, он станет ликвидным, появится возможность для IPO, повысится корпоративная культура. Если этого не будет сделано в 2012 году, наш рынок постепенно угаснет».
Как рассказал «Минфину» глава наблюдательного совета «Ассоциации украинских фондовых торговцев» Сергей Антонов, на международных рынках кросс-листинг широко распространен, поскольку выгоден и биржам, и брокерам, и эмитентам. «Кросс-листинг, во-первых, позволяет расширить доступ инвесторов к наиболее привлекательным ценным бумагам независимо от страны происхождения эмитентов. Во-вторых, это механизм консолидации биржевого рынка на национальном и глобальном уровне», — отметил он. В-третьих, по словам господина Антонова, двойной листинг является инструментом определения справедливой стоимости, так как практика международной биржевой торговли традиционно признает наиболее объективную цену, сложившуюся именно в стране происхождения эмитента, даже если ликвидность торгов на национальной бирже ниже международных показателей.
Для внедрения параллельного листинга, по мнению господина Ткаченко, необходимо, чтобы комиссия приняла положение о допуске иностранных ценных бумаг на украинский рынок, также «НБУ следует убрать необходимость получения валютных лицензий при торговле иностранными ценными бумагами внутри Украины».
Компании смогут проводить IPO в Украине?
Как отметил председатель комитета по вопросам стратегии развития и экономического анализа фондового рынка, член НКЦБФР Олег Мозговой, регулятор планирует усилить присутствие на биржах эмитентов, акционерных обществ и публичных компаний. «Мы попытаемся переориентировать нашего эмитента на IPO на территории Украины. Вы знаете, что сегодня в основном размещение украинских компаний идет на Варшавской бирже, в Лондоне, есть ориентиры на юго-восток, — поделился он. — Поэтому мы ставим задачу: через раскрытие информации, через публичность компаний и усиление биржевой деятельности привлечь сегодня эмитентов на размещение на украинских биржах». Напомним, что НКЦБФР вопросом возможности проведения IPO в Украине занимается с 2010 года. Соответствующее нововведение заложено в «Программе развития фондового рынка на 2011-2015-й».
«Нацкомиссия может только стимулировать проведение IPO, регуляторно улучшить ситуацию на рынке для привлечения денег, — прояснил Олег Ткаченко. — Появятся интересные инструменты, придут деньги — можно будет делать IPO. Я вижу такую очередность», — поделился он.
Также он отметил, что на украинском рынке можно привлечь около $10-20 млн. «Мы можем проводить только небольшие IPO. Сегодня мы не можем говорить о привлечении $100-200 млн. Если в ближайшее время допустят иностранные ценные бумаги — рынок будет динамично развиваться, и через год-полтора получим сотни миллионов долларов».
Прививка от корпоративной «безкультурщины»
Кроме этого, по словам главы комитета по вопросам корпоративного управления, эмиссии и обращения паевых ценных бумаг, члена НКЦБФР Анатолия Амелина, важной проблемой остается отсутствие корпоративной культуры украинских эмитентов. «Фондовый рынок стал инструментом для приватизации, поэтому корпоративная культура в Украине не прижилась», — отметил он. Чиновник подчеркнул, что внедрение стандартов корпоративного управления послужит для развития компаний, их прозрачности, «они станут понятней для инвесторов». «Компании смогут дешевле привлекать ресурсы, тем самым увеличат свою капитализацию», — сказал он.
Виталий Шапран отметил, что в Украине отсутствует ответственность за публикацию недостоверных данных и несвоевременную публикацию отчетности. «Это основная проблема, решить ее можно с помощью введения уголовной ответственности, — считает он. — Эмитенты исполняют основные моменты, которые прописаны в законодательстве, в то же время специально уклоняются от раскрытия информации, выплачивая штрафы».
Так, «Проминвестбанк» до 2009 года, когда основным акционером банка стал «Внешэкономбанк» (см. интервью Виктора Башкирова, председателя правления «Проминвестбанка»), не публиковал свою отчетность. «При этом банк платил небольшие штрафы, а между тем эмитент был публичным. И таких фактов много. Есть компании, которые не подают отчетность в госкомстат, непонятно что у них там происходит», — сетует господин Шапран.
По словам Сергея Антонова, стоит ведь трезво оценивать качество украинских акционерных обществ, созданных в результате приватизации. «Не может страна, ВВП которой меньше ВВП США на два порядка, продуцировать аналогичное количество акционерных обществ. Очень спорно, что национальному рынку нужны десятки тысяч эмитентов, если даже ликвидность нескольких десятков так называемых «голубых фишек» пока весьма условна», — сказал он. Поэтому господин Антонов уверен, что нет альтернативы постепенному ужесточению требований к эмитентам. «В краткосрочной перспективе в нормативной базе Комиссии стоит хотя бы для листинговых ценных бумаг сделать требования к соблюдению Принципов корпоративного управления, утвержденных решением Комиссии, не рекомендательными, а обязательными», — резюмировал эксперт.
При этом Виталий Шапран отметил, что для решения проблемы НКФРЦБ понадобится много времени. «Нынешний состав комиссии — не первый, кто поднимает вопрос корпоративной культуры, — подчеркнул он. — Регулятору предстоит долгий путь, чтобы добиться желаемого успеха. Это дело 5-10 лет».
Елена Куцая