Когда в конце 2021 года Россия начала стягивать войска к границам Украины, инвесторы стали нервничать, а некоторые и выводить свои средства из украинских долговых инструментов. Это касалось и еврооблигаций, и ОВГЗ.

А когда 24 февраля началось полномасштабное российское вторжение в Украину, нашему правительству невозможно было просчитать потребности финансирования бюджета во время военного положения, продолжительность которого до сих пор неизвестна. То есть бюджету могут потребоваться дополнительные деньги, но полагаться на инвесторов было очень рискованно.

Решение 1: выпуск ОВГЗ для покупки Нацбанком

Технически законодательство требует, чтобы все заимствования осуществлялись на условиях, определенных Кабинетом Министров. Для обычных ОВГЗ Кабмин определил общие параметры выпусков еще в 2001 году и они претерпевали все эти годы лишь незначительные изменения и дополнения. Детали определяются по установленному постановлением механизму каждый раз, когда Министерство финансов проводит аукцион.

Но это постановление 2001 года не могло быть применено для операций с Нацбанком. Поэтому сразу после полномасштабного вторжения было принято постановление Кабинета Министров о выпуске военных ОВГЗ № 156, согласно которому Минфин мог выпустить ОВГЗ, которые купил бы Нацбанк, и таким образом дал бюджету деньги во время войны. Именно так и появилась еще одна версия ОВГЗ, но «не для всех», а только для НБУ — на тот момент со сроком обращения до 15 лет, ставкой купона 11% и его выплатой раз в год.

Ну, а все остальные операции на рынке ценных бумаг были запрещены Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку сразу после начала полномасштабной войны. Чтобы выдержать паузу, и все смогли оправиться от событий и не натворили глупостей. Соответственно, Минфин не мог разместить другие ОВГЗ, а инвесторам запретили покупать или продавать обычные ОВГЗ.

Что делать другим инвесторам: решение 2

Но уже 9 марта Минфину нужно было погашать 18 млрд грн ОВГЗ, и на это требовались деньги, а инвесторам нужно было что-то делать с этими деньгами. Поэтому, хотя НБУ именно накануне выкупил военных облигаций на 20 млрд грн, чтобы дать возможность инвесторам тоже приобрести ОВГЗ, было принято еще несколько решений. Минфин начал с 1 марта снова проводить еженедельные аукционы, а НКЦБФР определила перечень сделок и ценных бумаг, с которыми можно было заключать сделки. Туда отнесли все те облигации, которые Минфин размещал на своих аукционах.

То есть с одной стороны государство в критические моменты занимало деньги у НБУ, а с другой — попыталось покрыть часть долговых выплат за счет новых займов через ОВГЗ и получить еще один канал финансовой поддержки.

Разница между бумагами для НБУ и для инвесторов заключалась сразу в нескольких параметрах условий.

Сравнение условий выпуска ОВГЗ для НБУ и инвесторов, которые действовали до конца мая 2022 года

Параметр условий выпуска

Для НБУ (до изменений)

Для инвесторов

Срок обращения

До 15 лет (с 13 мая могут иметь срок обращения до 30 лет)

Сначала от двух месяцев до года, потом от двух до 18 месяцев.

Продолжительность купонного периода

Один год

Дисконтные или с полугодовым купоном

Ставка купона

Фиксированная, 11%

Фиксированные, в зависимости от срока обращения. Сначала 10−11%, впоследствии 9,5−11,5%

Вторичный оборот

Запрещен

Разрешен с рядом ограничений

Валюта

Гривна

Гривна, доллар США, евро

Обуздание инфляции: изменения 1

Но прошло три месяца войны, и НБУ решился обуздать инфляцию, которая по итогам мая достигла 18%, повысив учетную ставку. Но при этом сразу необходимо задуматься, что и как выпускать дальше.

Поэтому, видимо, и был достигнут компромисс между Минфином и Нацбанком, и в постановление № 156 внесли изменения, которыми заменили фиксированную ставку в 11% на плавающую. И эту плавающую ставку привязали к учетной ставке НБУ.

И сразу было выпущено 70 млрд грн ОВГЗ, выкупленных НБУ, уже для которых процентная ставка будет плавающей. Для первого купона в июне 2023 года она может превысить 20%. Уровень ставки купона будет зависеть от того, как долго НБУ будет сохранять учетную ставку на уровне 25%, когда решит снижать, на сколько и как часто это будет делать.

Читайте также: Рецессия, война в Украине и ковид: куда вкладывать деньги во время такого шторма

Рассчитать купон можно будет уже только в мае 2023 года. Это усложняет планирование государственного бюджета, но позволит в будущем не переплачивать за обслуживание долга после снижения учетной ставки. Особенно, если это был выпуск облигаций сроком на 30 лет.

Что для остальных инвесторов: где изменения 2?

Здесь условия, как были приняты более 20 лет назад и дополнены на аукционах, так и остаются. У них есть фиксированная ставка, и после повышения учетной ставки НБУ до 25% министерство сообщило, что это «прежде всего инструмент поддержки государственного бюджета в период полномасштабного вторжения РФ, а не инструмент для максимизации дохода от инвестиционной деятельности, поэтому ставки по военным ОВГЗ остаются фиксированными. Ставка доходности по 3-месячным составляет 9,5%, по 6-месячным — 10%, а по 1,5-летним — 11,5%».

Поэтому между этими двумя инструментами возник немалый разрыв — у тех ОВГЗ, которые только для НБУ, плавающая ставка и она может быть в два раза выше, чем по ОВГЗ для всех оставшихся на уровне 9,5−11,5% инвесторов. Инвесторы не очень вдохновились дополнительным патриотизмом, но сначала 7 июня купили новые военные облигации всего на 0,8 млрд грн, а 14 июня — вообще на 0,3 млрд грн. Здесь не будем вспоминать валютные ОВГЗ, потому что это, вероятно, нишевый инструмент для узкого круга инвесторов.

Читайте также: На депозите уже можно заработать до 18% годовых

Вот теперь можно уверенно заметить, что несмотря на патриотизм и желание поддержать государство во время военного положения, инвесторы все же ожидают поиска компромиссного уровня ставок, приемлемых для обеих сторон. Особенно это становится актуальным в условиях, когда часть банков уже повысила депозитные ставки выше уровня ставок по ОВГЗ, даже с учетом того, что по депозиту придется еще заплатить налоги, а по ОВГЗ — нет.