Как объясняют налоговую льготу

Введение налоговой льготы для вкладчиков выглядит обоснованно. Несмотря на резкий рост учетной ставки Нацбанка в июне 2022 года — с 10% до 25%, — многие банки сохраняют низкую доходность вкладов.

По информации Нацбанка, с 1 января по 21 февраля 2023 года средние гривневые ставки по банковской системе снова опустились:

  • по вкладам до 3 месяцев — с 11,96% до 11,77% годовых;
  • по вкладам до 6 месяцев — с 12,71% до 12,63% годовых;
  • по вкладам до 12 месяцев — с 13,43% до 13,28% годовых.

Это средние значения, а минимальные, которые держат крупные банки, часто еще ниже. Доходность и близко не покрывает текущий уровень инфляции, который по итогам 2022 года составил 26,6% годовых. Вложения населения обесцениваются вместе с гривной и ростом потребительских цен.

При этом даже с этих незначительных процентов по вкладам приходится уплачивать налог — 18% НДФЛ + 1,5% военного сбора. Всего 19,5%.

В пояснительной записке к законопроекту № 9037 приводится пример как раз вложения под небольшую ставку в 8%: при такой номинальной доходности от банка, после уплаты налогов, на руки человек получит 6,44%. Напомним, что налогообложение депозитов было введено в 2014 году по ставке 15%, чтобы поддержать госбюджет. После налоговая ставка менялась:

  • 2014 год — 15%;
  • 2015 год — 20% + 1,5%;
  • 2016 год — 18% + 1,5%.

Как будет работать депозитная льгота

Согласно законопроекту № 9037, налогообложение депозитов может быть отменено не для всех вкладов без исключения, а только для вложений до 600 тыс. грн, т. е. ее хотят ввести для менее обеспеченных вкладчиков.

Кроме того, воспользоваться такой льготой сможет не каждый владелец депозита, а только один на семью. Причем, будет учитываться I и II степень родства. Сюда входят не только родители, супруги, дети (в том числе усыновленные/удочеренные), но также братья/сестры, бабушки/дедушки, внуки. Широкий охват родственников, которые часто живут раздельно и не ведут совместное хозяйство.

Проект оговаривает, что при предоставлении депозитной налоговой льготы банк должен:

  • собрать родословную вкладчика, вплоть до бабушек/дедушек, братьев/сестер и внуков;
  • выяснить суммы их вложений во всей банковской системе (количество счетов для физлиц законодательно не ограничивается);
  • предоставить налоговую льготу только до 600 тыс. грн, а остальным вложениям семьи отказать в ее применении.

Весьма сложная задача для финансистов.

Вероятно, такой подход предлагается, чтобы люди не начали дробить свои депозиты и переоформлять деньги на родственников.

В законопроекте отмечается обязанность банка выполнять функции налогового контроля. Он должен выяснить, есть ли у его вкладчика с семьей вложения в других банках, и превышают ли они оговоренные 600 тыс. грн. Соответственно, другие банки должны предоставить информацию о вложениях. То есть должна быть нарушена банковская тайна, что отдельно выписано в документе — раскрытие банковской тайны для таких случаев.

Читайте также: Новые ставки по депозитам и лимиты по картам: что банки предложат клиентам в 2023 году

Что говорят о новых правилах юристы и банкиры

Первое, что заметили юристы в новом законопроекте, — это странное применение налоговой льготы для разных родственников.

«В украинское законодательство пытаются заложить откровенную дискриминацию, причем тотальную. Почему один член семьи больше достоин налоговой льготы, чем другой? При том, что люди могут не жить вместе и даже не общаться, отношения в семьях могут быть разными. Потому что этот член первым открыл счет и вложил свои средства, а другой — сделал это позже? Принцип: кто успел, тот и съел? Откровенная дискриминация», — отметил в разговоре с «Минфином» старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Банкиры саму идею отмены депозитного налога оценили положительно.

«Отмена налогообложения могла бы дополнительно стимулировать поступление средств физических лиц в банковскую систему. Да, сейчас банковская система сверхликвидна, но впоследствии, когда экономика начнет динамично восстанавливаться, ситуация, наверняка, изменится», — говорит председатель правления Юнекс Банка Иван Свитек.

Чего финансисты не могут понять — это предложенный принцип предоставления налоговой льготы. Привязку к объему вложений в 600 тыс. грн и применение его не к одному человеку, а ко всей его семье в совокупности. В таких оговорках не видят острой необходимости, считают, что они не решают текущих проблем банков.

Хотя реальные проблемы есть, и о них уже писал «Минфин», — это сокращение доли срочных вкладов населения в 2022 году с 43% до 35%. Люди все больше средств оставляют на текущих (карточных) счетах, и реже открывают депозиты на четко оговоренные сроки. А банкам очень сложно работать с деньгами, которые могут в любой момент «вытечь» со счетов. Этими ресурсами нельзя активно кредитовать, или вкладывать их в среднесрочные/долгосрочные ОВГЗ (облигации внутреннего госзайма).

«Нужно думать, как стимулировать вкладчиков к открытию срочных счетов. Банкам нужны долгосрочные ресурсы. Например, это могла бы быть налоговая льгота, если законодатели решат пойти на такой шаг. Ее можно было бы предлагать вкладчикам за открытие депозитов на 12, 24 или 36 месяцев», — предложил свой вариант финансовый аналитик Василий Невмержицкий.

Банкам было бы намного проще применять такой принцип и контролировать его. Контроль же всех вложений вкладчика и его родственников в банках назвали очень сложной задачей.

«Семейные связи, совокупные остатки на текущих и вкладных счетах, совокупные остатки не только в одном банке, но и во всех остальных, — это моменты, значительно усложняющие возможность корректного функционирования такой льготы, а то и вовсе делают ее применение невозможным», — считает директор департамента розничных клиентов АО «Кредобанк» Александр Супрунович.

Банкиры напоминают, что после полномасштабного вторжения большие притоки денег на банковские счета происходят в пользу военнослужащих, что признавали даже в Нацбанке. Нашим защитникам начисляют зарплаты, боевые и выплаты за ранения, а их семьям — соцпомощь, в случае гибели воина. При сборе детальной информации, в том числе о выплатах военным, будет раскрываться секретная информация, против чего может выступить Минобороны.

«Речь может зайти не только о раскрытии банковской тайны, но еще и о раскрытии военной тайны в период действия военного положения. Еще и поэтому к предлагаемым законодательным новациям могут быть вопросы», — уточнил Василий Невмержицкий.

Читайте также: Игра в депозит. Выбираем депозит: гривневый или валютный

Готовы ли депутаты проголосовать за новый закон

Финансисты опасаются, что сложное требование по учету всех семейных депозитов похоронит весь законопроект.

«Идея с включением в подсчет родственников первой и второй степеней родства вообще может привести к обратному эффекту и спровоцировать отток средств физических лиц из системы. Ведь это будет означать фактическое раскрытие информации о средствах родителей, детей, братьев и сестер, и даже внуков вкладчика. Едва ли это понравится ему самому и его родственникам. Да и непонятно, каким образом можно обеспечить исполнение этой нормы. Уверен, что в таком виде шансов у законопроекта стать законом почти нет», — полагает Иван Свитек.

Если законодатели все-таки захотят ограничить применение налоговой льготы суммой вложения в 600 тыс. грн или другой, финансисты предлагают отслеживать ее только по одному физлицу (владельцу счета) и в одной структуре.

«По нашему мнению, такой контроль уместен на одного вкладчика и исключительно в одном банке. Никак не в разных степенях родства в семьях. Также следует все же принимать во внимание исключительно вкладные продукты без учета остатков на текущих счетах», — считает Александр Супрунович.

Финансисты надеются на доработку законопроекта с учетом их предложений. Например, Супрунович предложил такие правки к документу:

  • Утверждение налоговой льготы на одного вкладчика в пределах банка.
  • Установка льготы исключительно на вкладные продукты (срочные счета).
  • Применение льготы к вкладчику без учета родственных связей.

«А еще лучше разработать альтернативный вариант возможности оформления возврата чрезмерно уплаченных налогов и простой механизм их возврата для вкладчиков (например, через приложение или портал „Дія“)», — добавил Александр Супрунович.

При этом эксперты говорят об еще одном риске прохождения законопроекта через парламент.

«Не верю, что законопроект с новой налоговой льготой пройдет Верховную Раду, когда Украина ведет переговоры с Международным валютным фондом. У нас есть перед МВФ обязательства по наполнению госбюджета. А тут предлагается обратное — сократить налоговую базу. На этом фоне законопроект кажется откровенно популистским», — резюмировал Ростислав Кравец.

Впрочем, если наши переговорщики сумеют аргументировать необходимость такой льготы, проблем с кредиторами может и не быть. Но то, что законопроект еще будет дорабатываться, — это однозначно.