Сколько уже вложили в новичков

В прошлом году IPO на американском фондовом рынке провели 494 компании, что вдвое больше, чем годом ранее. Новосозданные публичные компании сумели привлечь рекордную сумму — $167,2 млрд.

IPO (аббревиатура от Initial Public Offering) означает «первичное публичное размещение». В ходе IPO компания размещает свои акции на фондовой бирже, после чего любой желающий может купить эти ценные бумаги.

Бум IPO прокатился и по европейским биржам. Торговлю акциями начала 161 компания. Вместе они привлекли $28,3 млрд, что также превзошло показатели 2019 года. В Азии размещения провели 893 компании, их финансовое произведение достигло $134 млрд.

Кризисный год стал привлекательным для выхода на фондовый рынок из-за мягкой денежно-кредитной политики ключевых центробанков, а также повышения интереса к торговле на биржах со стороны физических лиц.

Самым громким размещением прошлого года стал выход на фондовый рынок сервиса по аренде жилья Airbnb. В ходе IPO компания привлекла $3,4 млрд, а стоимость акций относительно цены размещения взлетела на 190%.

Среди других IPO, которые в прошлом году привлекли значительное внимание — выход на биржу разработчика Palantir, гиганта звукозаписи Warner Music, сервиса доставки еды DoorDash.

По данным Stock Analysis, стоимость американских компаний в первый день торгов после IPO в среднем росла на 32,1%. После размещения они в среднем подорожали на 48,7%, а это самая высокая доходность IPO минимум за 5 лет.

Что будет в этом году

Эксперты ожидают, что в этом году интерес как компаний, так и инвесторов к IPO не угаснет. Причины те же, что и раньше: центробанки продолжают печатать деньги, а это увеличивает аппетиты инвесторов к риску.

Самая известная из компаний, которая готовится к выходу на биржу — брокер Robinhood Markets. Свою известность он получил благодаря возможности торговать на фондовом рынке без комиссий. В условиях карантина брокер привлек миллионы новых клиентов. Компания планировала стать публичной еще в прошлом году, но, в конце концов, решила отложить выход на биржу. Исходя из условий привлеченных последних инвестиций, Robinhood оценивается в более чем $30 млрд.

Планировала провести IPO еще в прошлом году и перенесла его на этот игровая платформа Roblox. Торги акциями компании должны стартовать уже 10 марта. По предварительным оценкам, компания планирует привлечь около $1 млрд. Последняя же оценка стоимости компании достигла $29,5 млрд.

В один день с Roblox на фондовый рынок готовится выйти крупнейший маркетплейс Южной Кореи Coupang. Капитализация компании оценивается более чем в $48 млрд. Ожидается, что объем проданных на IPO акций достигнет $1 млрд.

К выходу на биржу в этом году готовится и ІТ компания Gitlab, хотя точная дата размещения еще не известна. Еще осенью прошлого года сервис, который упрощает работу программистов, оценивался в менее чем $3 млрд, а уже в этом году его оценка достигла 6 миллиардов.

С начала года на американском фондовом рынке уже состоялось 101 IPO. Сейчас самым успешным для инвесторов оказался выход на биржу китайского страхового брокера Tian Ruixiang Holdings. При размещении в конце января акции компании стоили около $16 и с тех пор подорожали почти в 6 раз.

Как можно инвестировать

Украинцы могут покупать акции компаний во время первичных размещений при посредничестве брокеров, которые дают доступ на иностранные рынки. «Минфин» уже подробно рассказывал о брокерах и их комиссиях.

Однако есть ряд особенностей, которые связаны именно с процедурой IPO. Поэтому нужно разобраться с вариантами преобразования компаний в публичные.

Прямой листинг

Это самая простая и понятная процедура для инвестора. В один день компания просто начинает торговлю своими акциями на фондовом рынке. Этому не предшествуют, к примеру, предпродажи «для избранных». Компания фактически самостоятельно определяет цену на свои акции и торговля начинается с нее.

Для инвесторов это самый простой способ принять участие в IPO — в день размещения достаточно просто найти новую компанию в своем торговом терминале и нажать на кнопку, чтобы купить ее акции. Если брокер дает доступ на биржу, на которой проходит размещение, значит можно инвестировать и в компанию. Никаких дополнительных ограничений не возникнет.

Для компании такая процедура не настолько простая. Поскольку новичку может быть трудно определить объем акций, который стоит вывести на торговлю, согласовать ее цену. Всегда есть риск, что будет продано значительно меньше акций, чем планировалось, а цены упадут.

Поэтому прямой листинг, как правило, используют известные компании, которые уверены в том, что привлекут внимание инвесторов. Например, именно через прямой листинг на рынок вышел музыкальный сервис Spotify, разработчик софта Palantir и сервис для управления рабочими процессами Asana.

Среди ожидаемых IPO, которые пройдут по прямому листингу, уже упомянутый Roblox и криптовалютная биржа Coinbase. В целом такая процедура все еще остается не слишком популярной.

Для того, чтобы выбрать акции компании, которая выходит на биржу, можно следить за календарем IPO. Соответствующие подборки делают специализированные сайты. Например, proipo.pro или investing.com.

На этих и подобных ресурсах, как правило, можно найти и ключевую информацию о компаниях, выходящих на рынок. Если же есть желание глубже разобраться в деятельности компании, стоит взглянуть на отчеты о работе компании на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Адрес ее сайта — sec.gov.

Традиционное IPO

Обычная процедура IPO может показаться инвестору более сложной, поэтому на ней нужно остановиться подробнее.

После того, как компания решила стать публичной, она привлекает андеррайтера. Как правило, это большой инвестиционный банк. Например, Morgan Stanley, Citigroup, Goldman Sachs и др. Они станут первыми владельцами акций и по факту именно они разместят большие пакеты акций на бирже, став маркет-мейкерами. Кроме того, компания ищет якорных инвесторов — тех, кто купит акции непосредственно во время IPO у этих самых андеррайтеров. Иногда бывает, что андеррайтер и якорный инвестор — это две связанные компании.

На следующем этапе компания упорядочивает отчетность, рассчитывает «отпускную», то есть начальную цену акции, и направляет документы регулятору. В США — в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC). Если регуляторная проверка пройдена — компания договаривается о размещении на конкретной бирже.

Далее андеррайтер проводит Road Show — представление компании потенциальным крупным покупателям. В первую очередь, банкам, страховым компаниям, инвестиционным и пенсионным фондам или просто состоятельным частным инвесторам. Во время Road Show андеррайтер собирает заявки на приобретение акций.

За 2−3 недели до IPO проводится премаркет. Компания договаривается с крупными инвесторами о продаже им акций по цене размещения — но чаще с дисконтом, чтобы привлечь больше желающих. Также на этом этапе бывшие владельцы акций могут продать их новым акционерам.

Проведение непосредственно IPO. В первый день проводится больше всего сделок и цена акции, как правило, вырастает. Но потом возможна переоценка акций и снижение котировок. Как правило, такое происходит в каждом четвертом случае. Но 80% акций после размещения продолжают расти или идут во флет — боковое движение. Причем уверенный рост показывают почти 10% всех компаний, вышедших на IPO.

Читайте также: Нефтяное ралли продолжается: сколько планируем на этом заработать

Наступает Lock Up — период, в течение которого инвесторы, купившие акции на премаркете или непосредственно во время IPO, не могут продавать свои акции. Обычно это 3−6 месяцев. Такой «период молчания» нужен специально, чтобы крупные инвесторы не могли манипулировать рынком.

Место инвестора в традиционном IPO

При посредничестве брокерской компании частные инвесторы из Украины могут принять участие в предварительной подаче заявок накануне IPO. Такую услугу в Украине предоставляет компания Фридом Финанс.

Брокер самостоятельно отбирает публичные размещения, которые считает перспективными. К примеру, в прошлом году он предлагал своим клиентам участвовать в 78 IPO.

Для частного инвестора процедура участия в IPO выглядит следующим образом. Он может просматривать доступные для него публичные размещения и через личный кабинет брокера подает заявку на приобретение акций, которые его заинтересуют.

Минимальная сумма заявки — $2000. И нужно учесть, что поданная заявка полностью не удовлетворяется. Андеррайтер определяет, кто и сколько получит акций от того объема, который хотел купить. Какая именно доля будет удовлетворена заранее сказать нельзя, ведь это зависит от объема поданных заявок.

Кроме этого, собственную оценку проценту выполнения заявок между своими клиентами проводит и брокер. Он разделяет акции по собственным алгоритмам. Большую долю получают те, кто соответствует ряду критериев: имеет диверсифицированный портфель, участвует во всех рекомендованных брокером IPO, держит в портфеле акции Freedom Holding. Часто удовлетворяется небольшая доля от заявки — до 5%.

За участие в IPO брокер берет комиссию — 5% от одобренной заявки. К примеру, если из $2 тыс. будет удовлетворено 10%, вы фактически приобретаете акции на $200, а брокер возьмет комиссию в $10.

Для тех, кто купил акции по заявке до начала торговли на бирже, существует ограничение по продаже их в определенный период. К примеру, клиенты Фридом Финанс не могут продать приобретенные таким образом акции на протяжении 93 дней после IPO.

Читайте также: Куда лучше инвестировать в 2021 году

Возникает вопрос, если процедура сложная и содержит ряд ограничений, стоит ли вообще принимать в ней участие? Ведь, когда IPO прошло и компания стала публичной, ее акции можно покупать через любого брокера, на любую сумму и не ждать, пока будет удовлетворена заявка. Точно так же, если бы состоялся прямой листинг.

Здесь все дело в цене. Если инвестор участвует в Road Show — у него есть возможность купить акции дешевле, чем они начнут торговаться на бирже. Хотя, какой именно окажется разница, заранее сказать трудно — это определяет андеррайтер. Например, акции Zoom можно было приобрести до IPO за $36, а на биржу для общего доступа они были выставлены уже по $65. Акции компании Beyond Meat док торгов на бирже оценивались в $25, а на рынке для широкой общественности они появились уже за $46.

Риски IPO

Несмотря на потенциально высокую доходность инвестиции в компании, которые только выходят на рынок, считаются высокорискованными. Как правило, такие компании убыточные и планируют привлечь средства для своего дальнейшего развития.

Как объясняет лектор Фридом Финанс Украина Тарас Гандзий, если компания уже прибыльная и имеет стабильный бизнес, ей просто нет смысла становиться публичной. Она может оставаться частной, а владельцы спокойно будут получать дивиденды.

Читайте также: 20% вложений агрессивного инвестора могут быть провальными

На практике же акции компаний, которые выходят на биржу, часто падают в цене. Поэтому эксперты советуют покупать акции не одного «новичка», а ряда компаний. Таким образом, скорее удастся обеспечить среднюю доходность. Хотя однозначных гарантий успеха никто на фондовом рынке не дает.