Реестр коллекторских компаний

Нацбанк ведет публичный Реестр коллекторских компаний, в котором должны быть зарегистрированы все коллекторы без исключения. Банкам и финансовым компаниям запрещено работать с коллекторами, не зарегистрированными в Реестре. Именно регистрация дает им статус коллекторской компании в соответствии с законом. Доступ к Реестру круглосуточный и бесплатный для всех граждан.

Итак, когда вам звонит или пишет коллектор, прежде всего проверьте, включена ли организация, которую он представляет, в Реестр. Если нет, вы имеете дело с «черным» коллектором, деятельность которого незаконна. В таком случае единственный совет — обращаться в полицию.

Читайте также: Вступили в силу новые правила взаимодействия коллекторов с должниками

Что разрешено коллекторам

Кредитодатель, новый кредитор, коллекторская компания могут взаимодействовать с потребителем, его близкими лицами, представителем, наследником, поручителем, имущественным поручителем или третьими лицами, взаимодействие с которыми предусмотрено договором о потребительском кредите, и которые дали согласие на такое взаимодействие. Но прописаны четкие рамки такого взаимодействия, а именно коллектор может:

  • проводить телефонные и видеопереговоры, личные встречи. Проведение личных встреч возможно исключительно с 9 до 19 часов, при условии, что человек, с которым осуществляется взаимодействие, не возражает против проведения с ним встречи и предварительно дал на это согласие;
  • отправлять текстовые, голосовые и другие сообщения посредством телекоммуникаций. Это также касается «автодозвона», который является законным методом, но ограничен 30 минутами в день;
  • отправлять почтовые отправления с пометкой «Вручить лично» по месту жительства или пребывания, или по месту работы физического лица;
  • коллектор может взаимодействовать с потребителем не более двух раз в сутки.

Читайте также: В Украине коллекторы начали работать по-новому

Когда поведение коллекторов становится «неэтичным»

Список запретов достаточно длинный и сложный. Вот главные.

Во-первых, коллектор не может оказывать психологическое давление на потребителя: шантажировать, унижать честь и достоинство, вредить репутации, сообщать о долгах работодателю или третьим лицам и т. д.

Во-вторых, коллектор не может обрабатывать данные потребителя, его близких лиц, представителя, поручителя, наследника, которые дали согласие на взаимодействие, а также третьих лиц, которые такое согласие не предоставили, о графике работы, местах отдыха, поездках, состоянии здоровья, использовать информацию из социальных сетей и личные фото и т. д.

В-третьих, коллектор не имеет права звонить по телефону ночью, в праздничные и нерабочие дни, использовать автодозвон более 30 мин в сутки, предоставлять ложные данные о последствиях невыполнения обязательств, применять угрозы и т. д.

Как защититься от коллекторов лицам, не бравшим кредит

Если вы не были поручителем, имущественным поручителем по кредиту и не подписывали никакие документы, просто знакомство или даже семейные отношения с должником вас ни к чему не обязывают. При контакте с коллектором запретите вас беспокоить и подчеркните, что вы не давали согласия на взаимодействие. Если вызовы и сообщения поступают от работа, заблокируйте их с помощью функций телефона.

Если коллекторы продолжат вас беспокоить, напишите требование в компанию, которую они представляют, с возражением против взаимодействия.

Если звонки и сообщения не прекращаются, зафиксируйте случаи правонарушений: запишите разговор, сделайте скрины сообщений и предоставьте доказательства в Национальный банк Украины вместе с жалобой на коллектора.

Читайте также: НБУ наказал коллекторов, которые систематически угрожают должникам

Как защититься от коллекторов должнику

Самое первое правило — не создавать себе проблем. Не берите кредит, если вы понимаете, что не сможете его погасить. Подписывая кредитный договор, вы обязуетесь вернуть заимствованные средства вместе с определенными договором процентами.

Конечно, есть ситуации, когда даже добросовестные потребители не могут платить по кредиту. Это происходит из-за существенного ухудшения финансового положения: кто-то теряет работу, у кого-то выявляют заболевание, ведущее к значительным затратам и неспособности работать. Бывает разное. Главное — не прятаться от кредитодателя и договариваться о реструктуризации долга.

Но вернемся к случаям, когда контакт с коллектором уже состоялся. Если сотрудник ведет себя некорректно и нарушает вышеперечисленные требования, советую зафиксировать его действия: записать разговоры, сделать копии сообщений. Собранные доказательства вместе с жалобой на финучреждение, занимающееся взысканием вашей задолженности, предоставьте в Нацбанк.

Что будет с нарушителями закона

Законом предусмотрены меры воздействия: от штрафов до исключения из Реестра коллекторских компаний.

Штраф за каждый случай нарушения законодательства и требований к этичному поведению — от 3 до 6 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В случае получения третьего штрафа в течение года коллекторская компания исключается из Реестра.

В случае с кредитором, занимающимся взысканием проблемной задолженности самостоятельно (без привлечения коллекторской компании), кроме штрафов, могут также быть применены более жесткие меры воздействия, такие как приостановление или аннулирование всех лицензий на предоставление финансовых услуг.