О наличии топлива на АЗС

Кто-то считает, что дефицит усиливается, другие, что ситуация стабилизировалась. Оценки субъективны, потому что пока точно неизвестен объем потребления. С одной стороны, очередей на заправки нет, хотя с другой — многие станции по всей стране простаивают, а работающие станции не имеют всего ассортимента и отпускают всего по 20 л. В последнее время наблюдаю введение ограничений и для коммерческих клиентов.

Единственные неприкосновенные и полностью обеспеченные — силовики и муниципалитеты.

Причины дефицита

В марте основной задачей был поиск ресурсов в Европе, большую часть рынка закрывал Кременчуг. С начала апреля завода нет, импортные ресурсы законтрактованы, но теперь перед импортерами стоит другая задача — привезти горючее.

В Европе нет лишних цистерн и локомотивов. Более того, ситуация оказалась неожиданной для самих европейцев: вагоны из одной страны не всегда могут передвигаться по железной дороге соседей из-за дополнительных технических требований.

Читайте на «Цензор.НЕТ»: Сергей Куюн о рынке топлива: А-92 потихоньку отходит, меньше будет сжиженного газа

Из позитива — активизировался автомобильный импорт. Для понимания всеобъемлющего поиска ресурса украинцами — впервые (на моей памяти) отмечен импорт бензина из Германии. Спойлер — ждем продукт из Нидерландов и Бельгии.

Проблема в том, что много машинами на навозишь.

Напряжение по всем видам горючего, но по дизелю оно выглядит наибольшим. Свою лепту внес и спрос со стороны аграриев. Хотя, по всем признакам, он меньше, чем ожидалось. Мне неизвестны случаи, чтобы кто-то не смог купить горючее или где-то были очереди из бензовозов. Среди версий — имеющиеся у фермеров стоки горючего, сокращение посевных работ, выбор в пользу менее «капризных» культур и упрощение технологий с целью экономии горючего и удобрений и т. д.

Цены

Этот фактор нужно было вынести в предыдущий раздел, ведь он напрямую влияет и на темпы снабжения и на наличие топлива на АЗС. Правительство продолжает госрегулирование, которое из-за дефицита дает обратный эффект. Установленная цена есть, но нет продукта. Как в советском магазине. Будем надеяться, что мы просто не все знаем, а в правительстве знают больше и делают то, что нужно.

Наиболее тревожная ситуация с ДП, но в последние дни снова появилась обеспокоенность и по бензину. Но! Из-за дефицита на рынке появился продукт от мини-НПЗ. Не очень много и не очень качественный, но и за то спасибо. Тем более, что для повышения октана «малые нефтепереработчики» вынуждены добавлять биоэтанол нашего производства, а это хорошо!

Газ превратился в призрак: то есть, то нет. Цена подкрадывается к цене бензина. Из хорошего — импорт автогаза начал заходить стабильно, понемногу увеличиваясь. Из экзотики — американский LPG! Кто-то уже едет на молекулах свободы!

В группе цена на дизтопливо стартует с 39,5 и заканчивается на 44 грн/л. Предложений немного, но они есть. Напомню, что предельная «правительственная» цена для АЗС — те же 39,5. На несистемных станциях на ограничения стали забивать, сообщали даже о 45 грн/л. Однако без ограничений по литражу. Настоящее рыночное проявление!

Есть надежда, что через неделю-другую сезонный спрос немного «присядет» и станет несколько легче. С другой стороны, люди возвращаются, Киев оживает, останавливается в пробках, жжет драгоценное горючее, в том числе и вышеупомянутые молекулы свободы.

Когда продукт есть через раз, говорить о прогнозе цен как-то странно. Тем не менее, остаемся ориентированы на мировые цены, которые хоть и продолжают колебаться, но, кажется, нащупали коридор. Удавка на шее российского нефтяного экспорта будет еще держать мир в напряжении, пока ОПЕК не перестанет корчить из себя обиженного и не начнет давать на рынок больше нефти. К тому времени мы ожидаем увеличения добычи Штатами и другими странами с высокой себестоимостью производства углеводородов.

Некоторые могут себя успокоить тем, что из-за высоких цен на колонках стонут и в Европе, и в США. Байден акцентирует внимание на этом почти в каждой своей речи. Даже в Беларуси растут цены на горючее (хотя там, скорее, это попытка заработать на своих гражданах, потому что экспорта уже не осталось). Ничего не слышно разве что из россии, из-за которой имеем это все. Надеюсь, смена мест не заставит себя ждать.