Одни эксперты говорят, что таким образом удастся изгнать с рынка мошенников, которые хотят нагреться на наших согражданах. Другие уверяют, что новые правила лишь поспособствуют переделу рынка. «Минфин» разбирался, что изменит для заробитчан новый закон.

Кто заплатит агентству

Вчера парламент принял в первом чтении законопроект №2365, в котором прописаны существенные изменения для агентств-посредников. Навести порядок на рынке услуг по трудоустройству власти пытались и раньше.

К примеру, в прошлом году в парламенте был зарегистрирован законопроект №10153. Он предлагал создать при Минсоцполитики специальное ведомство по заробитчанам. А их самих вносить в реестры, выдавать специальные карточки. Новый регулятор должен был в том числе, контролировать агентства-посредников.

Но, пожалуй, самая скандальная норма — о создании некоего фонда благосостояния украинских мигрантов. Предполагалось, что заробитчане будут платить в него взносы, а взамен смогут рассчитывать на помощь в случае проблем за границей.

Читайте также: Смогут ли наши заробитчане работать на Европу из дому

В профильном сообществе сразу же заговорили о попытках обложить заробитчан новым налогом. Общественный резонанс оказался настолько велик, что проект в итоге отозвали.

Но идея навести порядок с заграничным трудоустройством никуда не делась. Поэтому появился новый проект — №2365.

Он выглядит более безобидно, чем предыдущий. Основные новшества прописаны для агентств, предоставляющих услуги по трудоустройству за границей.

Во-первых, хотят отменить их лицензирование. Вместо лицензий агентства будут получать разрешения на работу. Также компании внесут в специальный реестр и станут проверять их деятельность.

«Получение лицензии — сложная бюрократическая схема. Я знаю случаи, когда агентство шесть раз подавало документы, но в итоге все равно получило отказ. Но если есть выход на нужного чиновника, лицензию можно купить. То есть, лицензирование не выполняет свою главную функцию — контроля над рынком. Зато усложняет жизнь законопослушным агентствам», — считает глава Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник.

Во-вторых, документ устанавливает запрет для агентств брать деньги с претендентов на работу. Все услуги по подбору вакансии и организации выезда должны стать полностью бесплатными для людей.

Читайте также: Wizz Air возобновляет полеты из Украины

Предполагается, что платить за все будут работодатели. «Собственно, предлагается механизм, по которому работают рекрутинговые агентства на подбор вакансий в Украине: работодатель дает агентству заявку и по итогу оплачивает ее выполнение. Человек при этом ничего не платит», — пояснил Воскобойник.

По его мнению, это позволит решить главную проблему рынка посреднических услуг по трудоустройству за границей — убрать с него мошенников. Они берут с соискателя по 100-500 евро, якобы за поиск работы. Но в итоге просто «пропадают» или же отправляют человека за границу на несуществующую вакансию.

Привлечь таких посредников к ответственности непросто. В договорах, которые они подсовывают доверчивым украинцам, обычно прописано, что плата вносится за «информационные услуги».

В-третьих, в законопроекте предусмотрены жесткие штрафы для агентств за нарушение правил работы (в частности, платные услуги для соискателей) — до 2-5 тыс необлагаемых налогом минимумов (34 тыс.- 85 тыс. грн). Как рассчитывают авторы законопроекта, это должно стать веским аргументом для посредников соблюдать закон.

Как продают работу мечты

Проблема массового мошенничества с трудоустройством за границей действительно существует. «Людям обещают работу буквально в любой стране, даже там, куда нашему заробитчанину попасть очень сложно, скажем, в Великобритании, Норвегии, Франции и др. Но есть условие — нужно заплатить до 500 евро. Как правило, после этого «посредник» просто исчезает вместе с вашими деньгами», — говорит Воскобойник.

Размах теневого бизнеса на заробитчанах поражает. Если в 2017 г. Польша выдала порядка миллиона разрешений на работу для украинцев, то через легальные агентства было устроено всего 12,4 тыс. человек.

Читайте также: Государство, которое отменит налог на доходы, получит джокер в новой экономике

В 2018 г. из 1,8 млн приглашений, через официальных посредников прошло 12,5 тыс. украинцев. То есть через легальные агентства устраивается меньше 1% всех заробитчан. Более свежей статистики нет, но ситуация в последнее время усугубилась.

По словам Воскобойника, только по работе в Польше к «серым» посредникам обращается не меньше 280-360 тыс. человек в год. Если предположить, что каждый из них заплатил хотя бы 100 евро, получим приблизительный объем теневого рынка — 28 -36 млн евро только по Польше. То есть на кону огромные деньги, что привлекает в этот «бизнес» все больше посредников.

Как отмечает аналитик рынка труда Татьяна Пашкина, в последнее время они все чаще маскируются под законопослушных, поэтому вычислить мошенников не  просто.

«Мы будем добиваться, чтобы ко второму чтению в проект внесли пункт о том, чтобы даже в рекламе зарубежных вакансий обязательно нужно было указывать — соискатель ничего не платит. В этом случае недобросовестным посредникам будет сложно объяснить, почему в итоге они требуют деньги», — рассказал эксперт.

Впрочем, тут есть нюанс. Деньги с соискателей сейчас берут не только фирмы- мошенники, но и добропорядочные посредники, правда, там сумма меньше — порядка 600 грн.

«Для агентства это своего рода гарантия, что человек не передумает ехать, то есть, работу ему будут искать не зря», — говорит Пашкина.

6 признаков «левого» агентства

Вычислить недобросовестного посредника можно по таким признакам:

  • отсутствие лицензии;
  • отсутствие компании в перечне фирм, занимающихся зарубежным трудоустройством на сайте Госслужбы занятости;
  • офис агентства находится в «подполье», скажем, в квартире или общежитии;
  • однобокое описание предлагаемой вакансии. Должны быть указаны как плюсы, так и минусы работы. Если все слишком идеально, это сразу должно вызвать подозрение;
  • идеальные отзывы на специализированных сайтах и в соцсетях на фоне полного отсутствия критических замечаний. Это может свидетельствовать о том, что агентство «подчистило» репутацию;
  • отсутствие четких и понятных ответов на вопросы о работе и выезде за границу — кто платит за проживание и питание, есть ли у работодателя штрафы и своевременно ли он платит зарплату и т.д.

«Если есть «звоночки» хотя бы по одному пункту, лучше не работать с таким посредником», — говорит Пашкина.

Мелким не останется места

Законодатели хотят, чтобы за услуги посредников платили исключительно работодатели. Стоит отметить, что и сейчас это практикуется. Но далеко не все компании готовы щедро оплачивать подбор рабочих в Украине.

Лишь немногие перечисляют деньги по предоплате, большинство платит уже по факту «поставки» рабочих, а в некоторых случаях — после испытательного срока.

То есть, запрет брать деньги с соискателей может ударить не только по мошенникам, но и по небольшим агентствам, у которых еще не наработана база платежеспособных работодателей. Зато в выигрыше окажутся крупные агентства по трудоустройству. Не исключено, что это скажется на предложении вакансий — оно сузится.

«Такой подход может свидетельствовать о попытке передела рынка. Далеко не все европейские работодатели кинутся оплачивать поиск рабочих. К тому же многие украинцы трудятся за границей неофициально, а в этом случае работодатель точно ничего не будет платить», — говорит Аналитик института Growford Алексей Кущ.

Также, по его мнению, сомнительным выглядит аргумент о том, что с помощью штрафов можно будет искоренить мошенничество. «Где вы видели мошенников, которые выстраиваются в очередь на оплату штрафов. Их нужно выявлять и наказывать более жестко, а не штрафовать», — говорит эксперт.

«Все это больше похоже на попытку наладить своего рода «экспорт трудовых ресурсов», когда те же европейские работодатели должны будут договариваться о «поставке рабочих рук» с определенным пулом агентств. Это напоминает недавние договоренности наших властей об организации чартеров на сбор ягод в Финляндию», — добавил Кущ.

Законопроект раскритиковали и в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады. В его выводах, в частности, сказано, что замена лицензирования на декларирование (то есть, получения разрешений на работу) для посредников вряд ли усилит защиту заробитчан.

Ведь «лицензирование предусматривает более жесткий контроль за работой субъекта хозяйственной деятельности". В частности, органы лицензирования уполномочены проводить плановые и неплановые проверки. А если работать просто по разрешению, таких проверок уже не будет. То есть получается, что заробитчане окажутся не такими уж защищенными, как обещают авторы законопроекта.

Надежда Маркова