Демонстративное спокойствие НБУ разделяют далеко не все эксперты. О том, с каким сценарием развития ситуации в экономике и финансовом секторе может столкнуться Украина, в колонке для «Минфина» рассказал директор департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.

Что происходит на самом деле

Ситуация представляется несколько сложнее, чем ее подают многие официальные лица и аналитики. Больше всего опасений вызывает наложение нескольких факторов:

  • снижение деловой активности,
  • ужесточение миграционной политики,
  • переориентация на внутреннее производство в крупнейших экономиках мира.

Под предлогом «карантина» некоторые государства активно пересматривают экономическую политику; вдобавок — происходит перенастройка производственных цепочек из-за усложнения логистики с Китаем.

Снижение учетных ставок ведущими Центробанками мира ситуацию спасает лишь отчасти. На определенное время это может поддержать цены на биржевые товары, финансовый сектор и фондовый рынок, но вряд ли окажет серьезную поддержку сфере услуг и реальному сектору, где, собственно, и работает большая часть наших соотечественников.

Читайте также: Кредитные каникулы для МБ: что еще поможет пережить кризис

О денежных переводах

Из-за жестких мер в ряде стран ЕС, и не только, уровень доходов и уверенность в стабильности заработков наших заробитчан может значительно сократиться. А так как на родину многие не спешат – постараются поберечь деньги. Многое будет зависеть от того, нужны ли будут рабочие руки в перспективе 3-5 месяцев или национальные государства будут пытаться делать упор на трудоустройстве собственных граждан.

Усложняется и возможность перевода денег на родину. Колебания гривны могут привести к вполне ощутимым  потерям на двойной конвертации. «Маршрутки» также не являются эффективным инструментом при закрытых границах.

По самому легкому сценарию, годовое сокращение денежных переводов из-за рубежа может составить порядка 15-20% в долларовом эквиваленте. Даже если ситуацию с коронавирусом получится решить за 3-4 месяца в ЕС, еще не понятно, каким будет рынок труда и миграционная политика в европейских государствах. Уже сейчас мы видим, как по решению национальных правительств закрываются границы, чего давно уже не было.

Читайте также: Из-за коронавируса переводы заробитчан уменьшатся на миллиард долларов

Если коррекция мировой экономики будет более серьезной, то уже в ближайшие полгода-год будем наблюдать возвращение на родину трудовых мигрантов, и не только из стран ЕС. Общее количеств граждан, работающих в других государствах, может уменьшиться на треть, а уровень их доходов – на 40%.

Думаю, в относительном плюсе будут лишь фрилансеры, хотя и тут многое будет зависеть от состояния отраслей, в которых они заняты. Та же сфера IT может получить неплохой стимул для развития.

Мятежное будущее гривны

Гривна является не только индикатором состояния экономики, но и инструментом регулирования. Падение цен на энергоносители может серьезно «ударить» по основным статьям украинского экспорта — продукции АПК и металлургии. Если низкие цены продержатся достаточно долго, я допускаю что правление НБУ допустит более серьезное проседание национальной валюты, чем это заложено в проекте государственного бюджета. Не взирая на лозунги.

Читайте также: Мартовское обострение: будет ли новая девальвация гривны

С другой стороны, сильное ослабление гривны также не выгодно из-за значительного размера суверенных долгов в валюте.

Думаю, что если панику получится погасить за 2-4 недели, равновесное значение гривны будет на уровне 27-27,5 грн. за 1 долл. в первом полугодии 2020 года. Это при условии, что за этот период не будет происходить событий, выбивающихся из общего тренда (дефолтов отдельных крупных государств, полного закрытия границ крупных стран ЕС на длительный период).

Читайте также: Какой урон экономике может нанести COVID-19: прогноз от McKinsey&Company (инфографика)