О том, сколько теряют экспортеры, как это влияет на доходы государства, и какова реальная цена заимствований для правительства, рассказал на своей странице в Facebook совладелец холдинга «Молочный альянс» Александр Деркач. «Минфин» приводит сокращенный вариант поста. 

Риски отката

Поучаствовал в нескольких дискуссиях на тему «Рост курса гривны к доллару». Одни говорят, это зрада. На рынок пришли нерезиденты, проконвертировали $4 млрд в гривну и купили ОВГЗ. Через несколько лет или при малейшем шухере они будут выходить с рынка, скупая доллары по чем глаза видят, курс упадет до 40, и мы все умрем. Другие говорят: да нет же, это перемога. Бюджету удалось диверсифицировать свои заимствования, перевести значительную часть в гривну и уменьшить расходы госбюджета.

Выбирай гривневые депозиты со ставкой до 18,5% годовых и получи бонус от «Минфина»

Экономика — интересная штука. Она о цифрах, которые надо всегда считать. Как говорила одна мудрая женщина, правда по другому поводу, кругом 16 не бывает. Нельзя выиграть во всем. Выигрываешь в одном месте, проигрываешь в другом. Укрепилась гривна. С 27 в конце марта до 24 сейчас. Я не хочу сейчас вступать в дискуссию, насколько это был естественный процесс. Давайте оперировать голыми фактами.

Потерянные деньги

За 9 месяцев в страну от экспорта поступило на $7 млрд меньше, чем потрачено на покупку импорта. И понятно, что эта разница в платежном балансе «догоняется» на денежном рынке. В том числе, и на рынке заимствований. Посмотрим на ситуацию с экспортом. Я рад, что вчера премьер-министр обратил на неё внимание. За 9 месяцев он составил $33 млрд. Наверное, мы можем предполагать, что до конца года он будет расти в той же пропорции. Посчитаем потери экспортеров за год. Это не три копейки. Возьмем даже не 12, а 9 процентов укрепления гривны. Получим $3 млрд потерь с 1 апреля.

На эту сумму упадет прибыль предприятий за год. Потому, что их затраты в гривне не уменьшились. Из этой суммы не были уплачены налоги в бюджет. Их ведь тоже, по логике, надо приплюсовать к цене заимствований. Не были сделаны какие-то инвестиции, не были выплачены дополнительные деньги людям.

Половина нашего экспорта — это металлургия, руда и зерно. Я не знаю, какие там уровни рентабельности. Говорят, высокие. Но для предприятий, производящих конечную продукцию, например, для пищевой промышленности, 15%, это практически весь заработок от экспорта. Если курс будет падать, а затраты нет, им станет не выгодно экспортировать и поступления валюты в страну ещё уменьшатся.

Читайте также: Укрепление гривны: пришло время покупать доллар

На эту тему можно писать долго, но мысль моя проста. В экономике не бывает зрад и перемог. Всё нужно считать на калькуляторе. С 12 разрядами. Надеюсь, те люди, которые у нас принимают экономические решения, так и поступают.