Какие мифы существуют в обществе о свободной продаже земли рассказала в колонке для Лига.нет генеральный директор компании Агро-Регион Екатерина Рыбаченко. «Минфин» приводит ключевые тезисы ее колонки.

Миф №1. Большинство украинцев против продажи земли

По результатам соцопросов, большинство украинцев против введения свободного рынка земли. Мы привыкли слышать именно такое мнение с экранов телевизоров и от украинских политиков. Но, давайте рассмотрим, кто именно принимает участие в соцопросе. 70% украинцев живут в городах и очень далеки от сельского хозяйства. Можно ли полагаться на их мнение?

Наша компания сделала исследование, опросив жителей 60 населенных пунктов, где работает. Результат – ожидаемый, большинство крестьян хочет свободно распоряжаться собственным имуществом. При этом, это не значит, что большинство хочет сразу продавать свои паи. Люди просто хотят иметь такое право.

Миф №2. Реформа несвоевременна, ибо государство не готово

В 1086 году английский король Вильгельм Завоеватель создал так называемую «Domesday book» (книга страшного суда). Это была сводная перепись населения, кадастр земель и их оценка, перечень и количество животных, остатки зерна на фермах. Цель этого проекта — определение экономических ресурсов королевства, справедливый сбор и распределение налогов, урегулирование судебных споров относительно собственности на землю и землепользования.

Почти через 1000 лет, во времена тотального спутникового мониторинга поверхности всей планеты Земля, когда даже бесплатный сигнал спутника дает точность до 1 метра относительно GPS координаты, а алгоритмы по индексам вегетации определяют, какие культуры и в каком количестве вообще выращиваются, говорить о том, что Украина еще не готова, звучит просто смешно.

Как это так, мы не знаем правильно ли работает кадастр? Почему там не все участки «светятся»? Почему 1000 лет назад в Англии можно было урегулировать справедливо споры в судах относительно землепользования, а у нас сегодня почему-то это не удается? Мы не уверены, или просто у нас нет желания честно посмотреть, сколько земли обрабатывается в серую и черную, сколько посевов и зерна не декларируется и продается за наличные, сколько налогов не платится?!

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, надо честно признать, что до этого времени у нас просто не было политической воли. Сегодня мы имеем возможность создать самую прозрачную онлайн систему контроля за использованием земли на базе спутникового мониторинга, big data и machine learning.

Миф №3. За землю платят копейки

Официальная статистика сегодня декларирует среднюю арендную плату за сельхозземлю на уровне $49 за гектар, в то время как у агрохолдингов эта цифра уже на уровне соседних стран Евросоюза и равна $140 за гектар. К тому же холдинги платят еще $110 за гектар в бюджет разными налогами, в том числе НДФЛ, военный сбор, ЕСВ, единый налог 4 группы и другие.

Как же тогда получается, что статистика такая искривленная и цифры настолько разные? Неужели каждый второй гектар у нас обрабатывается в черную, что создает несправедливые условия конкуренции, значительно ухудшая инвестиционный климат в государстве? Пока мы не будем знать, что и где у нас растет и обрабатывается, у нас будет развита теневая система со многими стейкхолдерами, для которых отсутствие прозрачности будет приносить $250 за гектар в карман ежегодно.

Миф №4. Агро-холдинги – это зло

Агро — это сложный, капиталоемкий и долгосрочный бизнес. С начала 2000-х, когда создавались первые агропредприятия и холдинги, и сегодня, пройден немалый путь. Большинство компаний начинали с обработки земель, что уже годами не обрабатывались, поднимая целину, вкладывая огромные средства в строительство сушилок и элеваторных мощностей, новую технику и технологию, обучая людей и создавая тысячи рабочих мест.

Читайте также: Почему иностранцы и холдинги не смогут скупить украинскую землю, — заместитель министра

Все эти инвестиции, Украина должна уважать и защищать, потому что именно этот агробизнес сегодня обеспечивает нам 14% ВВП, приносит 40% валютной выручки, является крупнейшим работодателем в стране (3 млн работников). Также он выполняет функции государства на местах: открывает фельдшерские пункты, удерживает школы, детские сады, больницы, помогает местным жителям в решении ежедневных проблем, в каждом населенном пункте имеет отдельного представителя, на каждый филиал – штат сотрудников.