Правительственный законопроект №2178 по земельной реформе содержит ряд рисков, которые могут привести к непоправимым экономическим последствиям уже в ближайшие несколько лет.

Читайте также: Иностранцев допустят к рынку земли в Украине. Названо условие (видео)

Главные проблемы законопроекта:

  1. Не обеспечивает преимущественный доступ граждан Украины к покупке сельскохозяйственных земель и, в первую очередь, тех физических лиц, которые занимаются сельским хозяйством.
  2. Позволяет иностранцам через юридическое лицо, зарегистрированное в Украине, покупать земли сельскохозяйственного назначения.
  3. Позволяет концентрацию в руках одного лица большого количества земельных участков, что создает риски владения крупными агрохолдингами большей частью сельскохозяйственных земель.
  4. Не предусматривает строгого государственного контроля за оборотом сельскохозяйственных земель в Украине и содержит еще много других недостатков.

Читайте также: Милованов рассказал о «правилах игры» для будущего рынка земли

Если новый закон будет принят в таком виде, это не позволит создать условия для развития фермерства среди украинских граждан. Продажа сельскохозяйственной земли, безусловно, необходима. Но при соблюдении ряда условий.

Читайте также: Сколько будет стоить гектар земли после снятия моратория (мнение эксперта)

Покупка сельскохозяйственной земли, которая находится в пользовании или в собственности физических лиц, должна осуществляться исключительно территориальными общинами. А земля, принадлежащая обществу, должна продаваться исключительно гражданам Украины при условии, что в течение 10 следующих лет не будет меняться ее целевое назначение.

Необходимо ввести благоприятную европейскую налоговую, кредитную и дотационную политику для фермера, мелкого и среднего сельскохозяйственного производителя (а не для агрохолдингов!), который будет иметь финансовую возможность приобрести сельскохозяйственную землю.

На сегодняшний день большая часть мелких землевладельцев в Украине (владельцев паев 20-30 га) работает в тени, поскольку на государственном уровне для них отсутствует благоприятная государственная налоговая политика. Существующие статусы легального ведения хозяйственной деятельности (ФОП или юридическое лицо) – это полная убыточность для них. На противовес, в странах ЕС любое лицо, имеющее земельный участок сельскохозяйственного назначения, автоматически является официальным товаропроизводителем и работает по упрощенной налоговой системе и финансовой отчетности.

Читайте также: Открытие рынка земли может повлиять на ее арендную ставку

Необходимо предоставить право единоличнику осуществлять сельскохозяйственную деятельность без регистрации какого-либо ФОП или юрлица и иметь официальный статус товаропроизводителя, свободно реализовывать выращенную им продукцию по высоким ценам, имея самую маленькую фискальную нагрузку.

Поэтому вопрос внедрения рынка земли целесообразно обсудить на всеукраинском референдуме.