Результаты действия закона и дальнейшие перспективы управления неработающими кредитами проанализировали директор отдела инвестиций и рынков капитала KPMG в Украине Юрий Федоров и старший консультант отдела инвестиций и рынков капитала KPMG в Украине Адриан Козловский.

Закон о финансовой реструктуризации потеряет силу 19 октября этого года. И хотя у банков есть другие инструменты для урегулирования проблемной задолженности, рынок требует четкого нормативного решения этого вопроса. Особенно в этом заинтересованы госбанки.

Результаты действия закона о финансовой реструктуризации

Закон «О финансовой реструктуризации» был принят в октябре 2016 года. Он стал естественной реакцией правительства на драматический рост доли неработающих кредитов (НПК) после политических и экономических потрясений 2014-2015 годов. Для должников, которые испытывали финансовые трудности, закон предусматривал дополнительные льготы - преференции в выплате налогов, мораторий на начало судопроизводства по делу о банкротстве.

Тем не менее, за 2 года действия закона было открыто 25 кейсов (де факто — 19 отдельных проектов) на общую сумму $1,35 млрд. По данным НБУ на конец февраля 2019 года, это 7% от общего объема НПК в корпоративном секторе. Однако если не учитывать портфель НПК Приватбанка и долги, связанные с АР Крым и временно оккупированными территориями, соответствующая доля составит 13%. Сейчас закрыто 20 кейсов (де факто – 16 отдельных проектов) на общую сумму $1 млрд.

Примечательно, что процедуру реструктуризации в рамках закона использовали преимущественно клиенты банков государственного сектора. Однако это не удивляет, если вспомнить долю корпоративных НПК в этих банках: в феврале 2019 года она составляла 72%. Больше половины общей суммы реструктурированных кредитов приходится на сферу торговли и операции с недвижимостью. Именно эти секторы генерируют больше всего неработающих кредитов в финансовой системе Украины — 44% общего объема корпоративных НПК.

Закон ориентирован, прежде всего, на финансовые учреждения, но он также предусматривал возможность реструктуризации налоговой задолженности и задолженности перед товарными кредиторами. Однако этими положениями компании по факту не пользовались.

Закон не панацея, но сильный стимулятор

Операции по реструктуризации задолженности для отечественного банковского рынка — инструмент не новый. В коммерческих банках и раньше были подразделения, которые отвечали за этот функционал. Кроме того, действующее законодательное и нормативное поле в Украине позволяло банкам проводить реструктуризацию задолженности и до октября 2016 года.

Однако банки госсектора не спешили пользоваться этими инструментами до принятия закона. В первую очередь — из-за отсутствия в некоторых из госбанков соответствующих организационных подразделений, а также из-за низкой институциональной способности этих банков. Однако после 2016 года доля банков государственного сектора возросла до 2/3 от общего объема рынка, а на их балансе сконцентрировался основной массив НПК. И тогда появилась потребность в четком законодательном урегулировании действенного механизма проведения реструктуризации.

Поэтому принятие закона фактически не повлияло на проведение реструктуризации задолженностей в частных коммерческих банках, но дало мощный стимул государственным банкам. Особенно Ощадбанку, который активно пользуется этой возможностью.

Помимо этого, созданное законодательное поле и предусмотренные законом налоговые и юридические льготы для участников процесса стимулировали клиентов проводить реструктуризацию проблемных задолженностей. В первую очередь это касается клиентов госбанков. Как результат, в период с марта 2017 года по март 2019 года темпы прироста объема НПК существенно снизились (+5 %, или 28 млрд грн), в то время как рост общего объема кредитов в банковской системе составил +12%, или 126 млрд грн. А если сравнивать объем НПК в банковской системе без учета Приватбанка, то их размер за упоминаемый период даже уменьшился почти на 30 млрд грн.

Перспективы реструктуризации НПК после потери силы закона

Нацбанк и Министерство финансов Украины уже активно работают над тем, чтобы урегулировать механизм проведения реструктуризации задолженностей. В конце 2018 года Совет по финансовой стабильности обнародовал рекомендации (принципы) по работе банков государственного сектора с неработающими кредитами. Их цель — обеспечить справедливость и прозрачность процесса реструктуризации, а также защитить интересы государства.

Принципы касаются крупных кредитов (более 5% от регуляторного капитала банков) и имеют силу до момента вступления в силу нормативно-правового акта НБУ о работе с НПК. В этих рекомендациях зафиксировано следующее: окончательные решения относительно реструктуризации крупных НПК должны принимать вновь созданные наблюдательные советы банков госсектора — это касается Ощадбанка и Укрэксимбанка. Однако банки должны были начать активно работать с запросами на реструктуризацию еще до назначения независимых наблюдательных советов — чтобы сразу же передать им на рассмотрение проекты решений.

НБУ сейчас разрабатывает положение, где будут:

  • определены подходы и принципы организации процесса управления неработающими активами и требования относительно стратегии управления проблемными активами;
  • определена операционная модель процесса управления проблемными активами;
  • систематизированы все этапы управления проблемными активами — от системы раннего реагирования до реализации взысканного имущества.

Период функционирования Закона Украины «О финансовой реструктуризации» стал, фактически, первым шагом на пути к систематизации управления НПК в банках государственного сектора. Финучреждения и их клиенты до октября 2019 года еще могут воспользоваться предусмотренными законом преимуществами — такими как мораторий на представление судопроизводства о банкротстве или отсрочка уплаты налоговых обязательств. Ведь положения закона действуют для всех проектов, запущенных до момента завершения его действия.

В то же время субъекты хоздеятельности и весь банковский рынок чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы НБУ до октября 2019 года разработал нормативное урегулирование вопроса управления проблемными активами. Это позволит избежать юридического вакуума после завершения действия закона, что актуально, прежде всего, для государственных банков.