Рост минимальной заработной платы с 1 января 2018 вряд ли существенно улучшит материальное положение наемных работников. При том, что повышение составило 16%, потребительская инфляция в январе, по данным Госстата, ускорилась до 14,1% в годовом измерении. Фактическая инфляция была выше прогноза, опубликованного в «инфляционном отчете» за январь 2018 года. Поэтому из-за роста цен это повышение просто нивелируется. К тому же увеличение минимальной зарплаты является весомым фактором, влияющим на рост цен. 

Для бюджета рост «минималки» — это увеличение поступлений, в частности от налога на доходы физических лиц и единого социального взноса. База налогообложения автоматически возрастает, хотя налоговые ставки не меняются. Повышение минимальной зарплаты больше ложится на бизнес, и ему крайне трудно справляться с увеличением налоговой нагрузки.

Так, с 1 января 2018 года налоговая нагрузка за счет единого налога и единого социального взноса для предпринимателей 1-й группы выросла до 995,26 грн в месяц, 2-й группы — до 1563,66 грн. Представители 3-й группы уплачивают ЕСВ в размере 819,06 грн и единый налог — 5% от дохода или 3% для плательщика НДС. Физические лица-предприниматели на общей системе также платят 819,06 грн ЕСВ. А еще — налог на доходы физлиц (НДФЛ) - 18% от чистой прибыли. Военный сбор — 1,5% от чистой прибыли.

Кроме того, повышение «минималки» касается всех без исключения предпринимателей, использующих наемный труд, так как они платят за работников зарплатные налоги, привязанные к размеру заработной платы. Так, с 1 января 2018 работодатель должен за одного наемного работника с окладом в размере минимальной зарплаты (3723 грн) удержать и начислить налоги в сумме 1545,05 грн.

Для большинства предпринимателей это слишком большое бремя. Поэтому они вынуждены искать пути минимизации налоговой нагрузки — переводить работников на гражданско-правовые сделки, не требующие отчислений, или на неполную занятость. Или сокращать количество сотрудников, что приводит к росту безработицы.

Повышение «минималки» в 2017 году до 3200 грн привело к массовым увольнениям и уходу бизнеса в «тень». Такие же результаты экономисты прогнозируют и на этот год.

Я полностью согласен с заместителем главы НБУ Дмитрием Сологубом: «… повышение минимальной заработной платы без роста производительности труда имеет отрицательный эффект. Правительство вольно принимать решения в рамках своих полномочий, но должно понимать макроэкономические последствия. Нацбанк не против повышения зарплат. Но если человеку повысили зарплату в два раза, а он производит столько же, сколько и до этого, то от этого самой компании будет только хуже, ведь у нее не вырос объем производства, тогда как затраты на рабочую силу увеличились. Если у вас производительность не растет такими же темпами, какими повышается зарплата, то это будет иметь негативный эффект».

Анализ статистических показателей некоторых зарубежных стран, сделанный специалистами Ассоциации налогоплательщиков Украины, свидетельствует о значительном вкладе малого и среднего бизнеса в формирование ВПП и о том, что правительства этих стран заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса. Например, в Польше 94,7% зарегистрированных субъектов — это микропредприятия, 4,4% — малые фирмы. Доля малых и средних предприятий в формировании ВВП составляет почти 54%.

В Стратегии содействия развитию малого и среднего бизнеса, разработанной правительством Украины, заложено требование разрабатывать регулирование по принципу «сначала думай о малом». Но реализация Стратегии была отложена. Этот постулат, к сожалению, так и остался лишь лозунгом.