Она наделала много шума и вызвала неоднозначную реакцию в экспертных кругах и в обществе. 

Читайте также: Когда украинцы получат достойные пенсии

Рассказать «Минфину» подробней о проекте согласился заместитель министра социальной политики Николай Шамбир.

Николай Шамбир

Цель пенсионной реформы – обеспечить бездефицитность Пенсионного фонда в среднесрочной перспективе. Это станет возможным благодаря новым требованиям к страховому стажу и минимальному размеру страхового стажа.

Увеличение минимальной зарплаты в 2017 году позволило увеличить как поступления в бюджетные фонды соцстрахования, так и в бюджет ПФУ.

С 1 октября 2017 года власти пересчитают пенсии для 10,9 млн пенсионеров, используя единый показатель средней зарплаты в 3 764 грн. При этом снизится стоимость одного года страхового стажа с 1,35% до 1%.

Чтобы пенсии не снижались в 2017 – 2019 годах, стоимость года страхового стажа останется на уровне 1,35, пока уровень средней зарплаты, из которого исходит расчет пенсии, не компенсирует снижение стоимости года страхового стажа до 1%.

В средне- и долгосрочной перспективе предполагается, что ПФУ станет бездефицитным, в частности, за счет создания дополнительных рабочих мест. Инвестирование накопленных средств в основной капитал даст возможность создать новые рабочие места. Это сократит безработицу и поможет сократить отток рабочей силы за границу.

Второй уровень

Достойный уровень пенсий может появится только при трехуровневой пенсионной системе. И это стратегическая цель правительства. Солидарная система – база для постройки и развития второго и третьего уровней пенсионной системы.

В законопроекте Минсоцполитики сохранены предпосылки создания накопительной системы пенсионного страхования. Отчисления страховых взносов в накопительный пенсионный фонд начнется, когда бюджет ПФУ станет бездефицитным.

Накопительная система позволит привлечь дополнительные инвестиции в экономику. Деньги в такой системе будут принадлежать только самому человеку, а в случае его смерти – будут наследоваться, согласно законодательству.

Но есть и риски для создания подобной системы:

  • Нехватка инвестиционных объектов и существующие преграды для инвестиций за рубеж;
  • Несоблюдение требований к диверсификации пенсионных активов и инвестирование активов без учета правил «благоразумного человека»;
  • Отсутствие ответственности государства за курсовые колебания инвестиционной прибыли. Этот риски принимает сам человек, выбирая НПФ.

В данный момент правительство думает о сроках введения обязательной накопительной системы (второй уровень). Она заработает не сразу, а потому за это время необходимо создать условия для экономического роста и уменьшения инфляции. После этого деньги накопительной системы, в качестве инвестиционного ресурса, поддержат экономический рост.

Более того, в законе «Об общем обязательном государственном пенсионном страховании» от 2003 года заложен механизм гарантирования пенсионных накоплений в подобной системе.

Он обеспечивается следующим образом:

  • Создание независимого органа управления – Совета накопительного фонда
  • Установление жестких условий конкурсного отбора компаний по управлению активами, банка-хранителя денег и советника по инвестиционным вопросам
  • Установление жестких требований к инвестиции пенсионных денег и диверсификации инструментов
  • Создание накопительной пенсионной системы должно проходить одновременно с другими экономическими реформами, которые дадут возможность для развития малого и среднего бизнеса

Третий уровень

Система НПФ – третий уровень пенсионной системы. Она создается с 2004 года. Ее основная цель – инвестирование пенсионных активов, чтобы пенсионеры могли получать дополнительный доход. Сами НПФ должны обеспечивать доходность пенсионных активов выше уровня инфляции и привлекать долгосрочные инвестиционные активы, необходимые для модернизации экономики.

Создание необходимых для этого условий и повышение доверия населения к НПФ возможно только при объединении всех заинтересованных сторон. Чтобы это сделать, нужен комплексный подход: хорошо продуманная разъяснительная работа, надежная практическая деятельность рыночных институтов, умение продвигать пенсионные накопления на рынок финансовых услуг, как один из конкурентных финансовых продуктов.

Необходимо активнее и эффективнее информировать население о НПФ, показать их преимущества и риски. Распространение социальной рекламы и обучающих информационных материалов – еще один значительный фактор.