Но тема не теряет актуальности: в парламенте уже второй месяц без движения лежат законопроекты, которые помогли бы бизнесу нестабильных регионов пережить эти времена. Налоговики и кредиторы стали не меньшей головной болью, чем обстрелы: разрушенные предприятия, заблокированные офисы компаний и госструктур, невозможно отправить или получить платежи.

Предприниматели оказались в замкнутом кругу: закон предполагает возможность отсрочки уплаты налогов в случае форс-мажора, но доказать его предприниматели не могутНесмотря на то, что для многих предприятий стала невозможной сама бизнес-деятельность, на налоги распространяется правило мирного времени — «вынь да полож».

Более двух недель без движения в Раде лежит уже принятый в первом чтении законопроект, который должен ввести не только своего рода «налоговые каникулы» для предприятий в проблемных регионах, но и упростить процедуру подтверждения форс-мажорных обстоятельств.

Здесь предприниматели оказались в замкнутом кругу: действующее законодательство предполагает возможность отсрочки уплаты налогов в случае возникновения форс-мажора, но доказать его предприниматели не могут.

Тонкость состоит в том, что такие «справки» не распространяются на территории охваченные беспорядками. Каждому бизнесмену нужно подтверждать свой случай индивидуально справкой из региональной Торгово-промышленной палаты. А получить эту справку невозможно в силу тех же причин, по которым невозможно вести бизнес: офисы ТПП закрыты или заблокированы.

Случай предпринимателя из Мариуполя, который вынужден был обращаться в парламентский комитет по вопросам предпринимательства, уже довольно типичен: как и многие предприятия оно попало в замкнутый круг.

Получить отсрочку по выплате налогов предприятие не может, поскольку чисто формально на юго-востоке Украины «ничего экстраординарного не происходит». Ни местные органы власти Мариуполя, ни управление Министерства внутренних дел не дают обыкновенную информационную справку о происходящем в регионе. А без этих бумаг региональная ТПП не может предоставить свое заключение о наступлении форс-мажора.

«Тем не менее, штрафы за неуплату налогов уже начислили», — отмечает предприятие в своем обращении.

Со своей стороны фискальное ведомство тоже не может пойти навстречу бизнесу: без обоснованных «на бумаге» причин в виде справки из ТПП решение об отсрочке уплаты налогов будет носить также сомнительный юридический характер. А сам налоговик, проявив «добрую волю» оказывается под статьей.

Разорвать этот замкнутый круг мог бы законопроект, который «блуждает» по парламентским комитетам и чиновничьим кабинетам.

Положения законопроекта распространяются на субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции.

Законопроект предлагает на территории АТО, для плательщиков налога, сроком уплаты налогов и сборов признать следующий период, который начинается после окончания антитеррористической операции.

Законопроект также предусматривает освобождение от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговых обязательств налогоплательщика, который осуществляет деятельность на территории проведения антитеррористической операции, в период проведения антитеррористической операции, а также в течение 365 дней с момента ее окончания.

Кроме того, предлагается сроки выполнения налоговых обязательств в период и на территории проведения антитеррористической операции, перенести на срок до 365 дней с дня окончания АТО.

Также, законопроектом предусмотрен упрощенный механизм отказа физического лица — предпринимателя, который осуществляет деятельность в зоне АТО, от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов.

Правительство отказалось поддерживать данную законодательную инициативу. Как пояснил заместитель министра финансов Денис Фудашкин, в документе речь идет не только о предприятиях и «мелких лавочниках»: его действие распространяется и на уплату рентных платежей от добычи полезных ископаемых.  Одна только эта норма, по подсчетам Минфина, обеспечит недобор рентных платежей в бюджет на сумму до 7 млрд грн. А рента для парламента — вопрос серьезный. Еще недавно попытка чиновников «запустить руку» в карманы владельцев рудо-, угле-, нефте- и газодобывающих предприятий чуть не стоила поста премьеру Арсению Яценюку. Дополнительные деньги для бюджета пришлось изыскивать через «военный сбор» в карманах простых налогоплательщиков.

Еще один минус документа в том, что он предусматривает «налоговые поблажки» для всех без исключения предприятий, которые зарегистрированы в зоне проведения АТО. Но в отечественной практике юридический адрес часто не имеет никакого отношения к реальному месту нахождения предприятия, поэтому лазейкой могут воспользоваться и предприниматели, чей бизнес находится далеко от выстрелов и уличных беспорядков.

Поэтому привязка к месту регистрации при предоставлении налоговых каникул весьма сомнительна. На эту же лазейку указывали и банкиры, когда депутаты попытались принять законопроект о кредитных каникулах для заемщиков из зоны АТО.

Этот документ предлагает предоставить отсрочку в выплате кредитов для зарегистрированных там должников банков — предприятий, частных лиц и физлиц-предпринимателей, а также ввести мораторий на начисление пени и штрафов за просрочки.

Но финансисты попросили законодателей внимательнее проработать документ, поскольку его нормами могут воспользоваться владельцы вполне благополучного бизнеса, который лишь юридически находится на территории проведения АТО, но реальная деятельность осуществляется в более спокойных регионах.

«В законопроекте не указан перечень населенных пунктов в Луганской и Донецкой областях, на территории которых проводится АТО. Из содержания документа непонятно, каким образом будет подтверждаться факт проживания физического лица или местонахождение юридического лица в зоне АТО. Есть очень много предприятий, физических лиц, имеющих местожительство или местонахождение в Донецкой или Луганской областях, но свою деятельность они проводят в других регионах, или на всей территории Украины. Таким образом, банки даже не могут спрогнозировать масштаб и эффект влияния на банковский сектор такого закона», — говорится в обращении Независимой ассоциации банков Украины, адресованном парламентскому комитету по вопросам правовой политики.

Степан Бурчак