Повысить штрафы за незаконное распространение бытовых отходов предлагает депутат Алексей Лелюк (Партия регионов). Соответствующая инициатива закреплена в законопроекте N3236 с изменениями в Кодекс об административных правонарушениях и закон «Об отходах». Повышенные штрафы будут взиматься за выброс мусора не только на территории населенных пунктов, но и в лесах, на водных объектах, на полосе отвода автомобильных путей.

За загрязнение воды граждане вместо 3-7 не облагаемых налогом минимумов (НМ; 51-119 грн) заплатят 20-80 НМ (340-1360 грн), а должностные лица, которые разрешили ввод в эксплуатацию предприятий без сооружений, предотвращающих загрязнение,— 50-100 НМ (850-1700 грн; сейчас 85-136 грн). Такой же размер санкций грозит тем, кто выбрасывает мусор в лесах, а также за новые виды нарушений: сваливание снега в несанкционированных местах или на полосе отвода автомобильных дорог, невыполнение обязанностей по сбору экскрементов собак и котов.

«Наблюдается массовое невыполнение собственниками домашних животных обязанностей по сбору (мусора), в том числе на объектах благоустройства,— утверждает господин Лелюк.— Массово этот процесс можно будет контролировать на территориях выгула животных».

Кроме того, законопроект предусматривает обязательства физических лиц, в частности живущих в сельской местности и в частном секторе, заключать договоры на услуги по вывозу бытовых отходов, а также внедрить процесс раздельного сбора мусора. Нарушение требований законодательства по раздельному сбору мусора обойдется гражданам максимум в 1360 грн, должностным лицам и субъектам предпринимательской деятельности — в 1700 грн. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, по данным МинЖКХ за 2011 год, раздельный сбор мусора был внедрен в 185 населенных пунктах (в частности в Киеве, Днепропетровске, Запорожье, Харькове), где работает 12 мусоросортировочных линий, 2 мусоросжигающих завода и 3 установки. В результате было переработано и утилизировано около 8% твердых бытовых отходов.

По словам директора МЧП «Рада» (сбор и переработка вторсырья) Петра Семко, население не понимает, зачем ему заключать договоры и платить за вывоз мусора, если его и так вывезут.

В сельской местности или частном секторе вообще поголовно. Они грузят мусор и вывозят его в город или в лес",— возмущается господин Семко.

Поэтому, помимо штрафов за нарушение законодательства по обращению с отходами, необходимо вводить штрафные санкции за невыплату задолженности по вывозу мусора, считает он. Один из участников рынка обращения с отходами уверен, что рано или поздно Украина придет к процессу раздельного сбора мусора, усилению ответственности, «но у нас сначала изобретается норма, а потом все думают, как ее реализовать».

Участники рынка уверены, что для практического применения нового закона у предприятий отрасли недостаточно развита материально-техническая база. Господин Семко говорит, что необходимо расширить парк контейнеров для раздельного сбора отходов, спецмашин, сортировочных линий. «Если предприятие обслуживает 200-300 мест, то необходимо 400 контейнеров, стоимость каждого из которых составляет 3 тыс. грн, спецмашины — 400-450 тыс. грн. Одна небольшая линия в маленьком районе обойдется в 300-400 тыс. грн, поэтому выгоднее открыть одну большую линию на несколько районов — ее стоимость до 3 млн грн»,— подсчитал господин Семко. Кроме того, потребуются затраты на экипаж при расширении парка мусоровозов.

Эти расходы могут лечь на плечи потребителей, однако стоимость услуги повысится максимум на 10%. «Если в Запорожье тариф составляет 5,42 грн с человека в месяц, то станет 5,9 грн»,— говорит Петр Семко. При этом постановление Кабмина, в котором содержится порядок формирования тарифов, устанавливает за вывоз отсортированного мусора 50% от стандартного тарифа. Если вывоз бака обычного мусора стоит 40 грн, то раздельного — 20 грн. Это означает, что перевозчику невыгоден вывоз раздельно собранного мусора. Решить эту проблему может создание вертикального бизнеса: не только вывоза, но и переработки мусора и продажи вторсырья. По оценке господина Семко, предприятиям на эти изменения необходима господдержка в размере 60 млн грн в год.