Фиксация данных переходного баланса 19 декабря парализовала работу корпоративного блока Приватбанка. Многие крупные импортеры и экспортеры обслуживаются именно в этом банке. Часть их денег заблокирована, поэтому с 19 по 23 декабря на межбанке будут править спекулянты. Курс может превысить 26,5-26,9. У Нацбанка есть два варианта. Оперативно выходить на рынок с продажей доллара, чтобы удержать курс в пределах 26,20-26,35. Чтобы сбить ажиотаж Нацбанку придется потратить до $120 млн. Второй вариант — наблюдать за ростом курса до 26,50-27.

После рождественских праздников в Европе и США (с 26 по 29 декабря) рынок опять будет лихорадить, но уже по другой причине. За счет затишья в рождественские дни валютная выручка будет поступать в страну хаотично. Учитывая, что часть крупных клиентов переориентировать валютные платежи с Приватбанка на другие банки физически не успеют (это требует перерегистрации контрактов и т. д.), приток валюты в страну может замедлиться. Импорт уменьшаться не будет, что приведет к ситуативным перекосам в сторону превышения спроса на валюту в эти дни до уровня 26,90-27,20 гривен за доллар. А ближе к 29 декабря предложение, наоборот, будет превышать спрос. Импортеры сократят покупку валюты. Курс будет колебаться в коридоре 26,70-26,90. Последний рабочий день года, 30 декабря, будет совсем «сонным».

Ситуация в Приватбанке некритична. Первый транш в 43 млрд гривен, который министр финансов пообещал направить в капитал банка, достаточнен для обеспечения банкоматов наличностью и проведения клиентских платежей. В первые дни напуганные национализацией клиенты будет снимать много наличных. Их часть попадет на черный рынок. Спекулянты непременно воспользуются ситуацией и попытаются задрать курс доллара до 27,20-27,50. Но если сервисы Привата в этот период будут работать без задержек, ажиотаж стихнет. Тем более, что значительная часть наличности уйдет на новогодние покупки. Тем не менее, Нацбанку надо быть готовым к росту денежного агрегата М0 (денежная наличность) минимум на 5-7 млрд гривен. Это отразится и на показателях инфляции по году, так как выросший объем налички за счет ажиотажа с Приватбанком и за счет роста соцвыплат приведет к скупке товаров первой необходимости, входящих в потребительскую корзину, и росту цен на них.

Дальнейшее развитие событий вокруг Приватбанка зависит от профессионализма и слаженности команды НБУ/Минфин/новый менеджмент банка во главе с Александром Шлапаком. Вот узкие места:

1) Объективная оценка залогов, передаваемых в обеспечение государству под ранее выданные группе «Приват» кредиты.

2) Скорость проведения взаимозачетов долга по кредитам рефинансирования (19 млрд всего, из них 14 просроченных) и траншей Минфина. Первые 43 млрд могут полностью пойти на погашение ажиотажа. Если банк будет проводить платежи стабильно, ажиотаж стихнет и часть транша может перекрыть просроченное рефинансирование.

3) Оформление в капитал евробондов Приватбанка. Об этом говорила глава — НБУ. Пойдут ли на это их держатели, — вопрос.

4) Если все пройдет хорошо, то государству понадобится до 116 млрд гривен для закрытия «дыры» в капитале Привата. Часть этой суммы погасят должники банка из группы «Приват». Часть покроют залоги. Но здесь все зависит от слаженности работы нового и старого менеджмента банка. Если возникнут проблемы, компенсировать потери придется налогоплательщикам. Но эти потери будут растянуты во времени, так как для поддержания физической ликвидности государству может хватит 43 млрд гривен. Этого будет достаточно для выравнивания платежей на первом этапе. Остальные суммы новая администрация Приватбанка будет брать у Нацбанка по необходимости под выпущенные под весь объем проблем Привата Минфином целевые 15-летние облигации (ОВГЗ).

Самый опасный для страны путь — конфликт интересов старых акционеров, Нацбанка, Минфина и клиентов банка. В этом случае, государству придется гасить обязательства банка по текущим и расчетным счетам (фактически почти моментально), по вкладам граждан — по сроку возврата вкладов. В этом случае проигрывают все:

1) Нацбанк получает — 1) значительный рост денежной массы; 2) давление на наличный и безналичный курс; 3) о прогнозах на следующий год в 8% по инфляции можно забыть, учитывая курсовую составляющую в цене товаров на нашем рынке; 4) невозвратные кредиты НБУ, выданные как рефинансирование и 5) полное недоверие к банковской системе.

2) Минфин получает — 1) значительные проблемы с наполняемостью бюджета — минимум за счет потери налогов, которые он получал в виде налога на проценты по депозитам, налогов сотрудников самого Приватбанка, а также значительных перебоев в поступлениях налогов от клиентов банка; 2) рост госдолга относительно ВВП, что грозит снижением рейтинга страны.

3) Население и бизнес получат — 1) виток цен и инфляцию минимум еще на 10-15%; 2)обесценение сбережений (паника приведет к росту курса доллара минимум до 30 гривен за доллар и выше);3) кризис неплатежей и увеличение социальных проблем, связанных с ростом сопутствующих кризису проблем- росту бандитизма (часть забранных населением денег будут просто воровать) и росту безработицы (часть предприятий просто будет закрываться, потеряв деньги в Привате и не имея дополнительных оборотных средств для ведения бизнеса).

4) Банки-контрагенты потеряют — средства находившиеся в Привабанке в виде остатков на их коррсчетах или в виде выданных данному банку межбанковских кредитов.

5) Государство получит — полную разбалансированность госфинансов (многие стратегические предприятия с государственной долей собственности имеют счета в данном банке и депозиты — и просто они их потеряют.

6) Бывшие собственники Привата — получают перспективу уголовного преследования, ареста имущества, длительных судебных тяжб и закрытия финансовых рынков для других их бизнесов, что приведет к потерям группы Привата лидирующих позиций в Украине.

Нужно договариваться. На кону — страна.