О том, чего не говорят представители власти, и нюансах законопроектов, которые помогут принять правильное решение, «Минфину» рассказал управляющий партнер KAC Group Владимир Гаркуша.

Какая амнистия интересна зажиточным украинцам

Законопроекты о налоговой амнистии (№ 5153, 5154, 5155 и 5156 ранее проходившие «обкатку» в виде проекта № 1232), зарегистрированы президентом в Верховной Раде.
Они предлагают гражданам с 1 июля 2021 года до 1 июля 2022 года подать единоразовую (специальную) добровольную декларацию.

В ней придется указать все принадлежащие декларанту активы, с которых не были уплачены налоги и сборы, и/или которые не были задекларированы в течение любого из налоговых периодов до 1 января 2021 года.

Кратко суть амнистии сводится к следующему — декларанту придется заплатить:

  • 5% — с валютных ценностей, размещенных на счетах в банках Украины, и других активов, которые находятся в стране;

  • 9% — с валюты на банковских счетах и других активов, которые находятся за границей, а также права денежного требования к нерезидентам;

  • 2,5% — с ОВГЗ, приобретенных в период с 01.01.2021 по 20.06.2022 г. до подачи декларации.

Идеолог налоговой амнистии, председатель Комитета В Р по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев озвучил главную цель амнистии: «Я считаю, будет победой, если мы до $20 млрд выведем из «тени».

Для справки: одним из самых удачных примеров налоговой амнистии считается Индия. Там было возвращено в страну порядка $9,5 млрд, а вот в Италии налоговые амнистии запрещены законом — безрезультатны и просто надоели.

Поэтому эксперты относятся к заявлениям депутата, как солдат, побывавший в цирке: не смешно.

Читайте также: Налоговая амнистия вернула в Аргентину $116,8 млрд

Более рационально искать практический смысл амнистии не в разовом наполнении бюджета страны налоговыми поступлениями от амнистированных активов, не в инвестициях в виде возвращенных капиталов, а в «игре в длинную». А именно, вывести из тени капиталы и иметь постоянный контролируемый и прогнозируемый объект налогообложения. Таким образом, речь идет не о налоговой амнистии, а амнистии капиталов.

Состоятельные граждане также задумываются о возможности жить «в белую», чтобы адаптироваться к современным реалиям. А они таковы, что мы все уже находимся в динамичной системе правил финансового мониторинга, обмена информацией и стремящегося к тотальному налогового контроля.
Теперь остановимся на некоторых неочевидных нюансах упомянутых проектов законов.

Кого прощать не собираются

Дружественную амнистирующую руку законодатели протянут не всем. Вполне логично, что амнистия не будет распространяться на активы физического лица, полученные в результате совершения уголовного правонарушения (кроме связанных с уклонением от уплаты налогов и нарушениями в сфере валютного законодательства).

Также не имеют права на амнистию все категории РЕР (Politically Exposed Persons), т. е. чиновники, депутаты, прокуроры и судьи, которые хоть раз подавали декларацию о доходах с 2005 года. К правовым «лишенцам» также отнесли лиц, которые в соответствии с законом о предотвращении коррупции считаются близкими лицами РЕРов, а их в классификации BEPS — аж 64 категории.

Тут, кстати, интересно: с введением стандарта CRS (автоматический обмен информацией), когда собственность любых активов станет прозрачной, объекты, не подпадающие под налоговую амнистию, обнаружат своего конечного владельца-коррупционера со всеми вытекающими последствиями.

Почему не сработает 5-процентная ставка

В первоначальном варианте проекта законопроекта об амнистии (№ 1232) была предусмотрена общая 5-процентная ставка с легализуемых активов — и украинских, и зарубежных. Теперь с зарубежных хотят взимать 9%. По большому счету, 5-процентная ставка вообще вряд ли сыграет.

Во-первых, сложно себе представить «безхозные» миллионы на счетах в украинских банках, обретших истинного хозяина. Ведь режим финансового мониторинга в отечественных финучреждениях существует не первый год. То же касается недвижимости и корпоративных прав.

Во-вторых, достать и засветить деньги «из-под матраца» тоже не получится. Ведь вопрос легализации «кэша» закрыт. В первоначальном варианте фантомные наличные признавались реальными за 10%. Теперь реальные наличные с целью легализации придется обезналичить через банк. А там первый же вопрос ставит в тупик: «укажите источник происхождения средств».

Чем еще рискует декларант

Несколько слов о нюансах декларирования зарубежных активов. С одной стороны, даже по словам того же Гетманцева, придется предоставить вменяемое обоснование стоимости, например, дома в Испании. Контракт, по которому он был куплен, экспертная оценка, биржевая сводка аналогичной недвижимости в этом регионе и т. д. Но у отечественных налоговых органов может быть свое мнение о том, как определить стоимость декларируемого актива. И тогда на разницу между ценой, установленной налоговой и указанной в поданных документах, декларанту будет насчитан налог в 18%.

Еще один важный вопрос, на который пока нет ответа: что делать с амнистируемыми денежными средствами, связанными обязательствами? Например, они находятся в инвестиционном портфеле с временным «горизонтом» в четыре года, который выходит за конечную дату окончания амнистии. А односторонний выход из инвестпрограмм влечет большие штрафы.

Читайте также: Фискалы нацелились на заграничные счета и бизнес украинцев

Опять же, в первоначальном варианте был предусмотрен налог в 2,5% на легализуемые средства, которые инвестируются в ОВГЗ без указания срока размещения. Некоторые уже подумывали о схеме с покупкой «коротких» бумаг (сроком обращения в три месяца). В конечном варианте получился год. Но все равно, гарантированных 3,48% годовых в долларах не даст ни один зарубежный банк, где отрицательная ставка в 0,3% с суммы больше миллиона практикуется уже давно.

На крючке у государства

Подать добровольную декларацию с легализируемыми активами можно будет обезличено (без идентификации декларанта) через специально уполномоченного представителя — нотариуса. Форму декларации и порядок декларирования будет устанавливать КМУ. Но, например, при личном общении с нотариусами, те не высказывали особых восторгов на этот счет.

Они догадываются, что будут выступать в таких случаях налоговыми агентами, как при операциях с недвижимостью. Но придется иметь дело с тонкостями определения стоимости декларируемого имущества, а тут много нюансов (описаны выше) и большая ответственность.

Государство гарантирует неразглашение сведений, которые содержатся в единоразовых (специальных) добровольных декларациях и запрещает использование этих сведений, кроме (внимание!) случаев, когда это прямо предусмотрено законами или решением суда.

Наши опытные граждане трактуют этот пункт однозначно: образно говоря, будут грабить. Фискальные или правоохранительные органы не упустят случая использовать предоставленную информацию для организации уголовного дела не по налоговой, или валютной статье, а, например, по хозяйственной, на которую амнистия не распространяется.

В любом, случае, опять же, цитируя Даниила Гетманцева: «2021-й — фактически последний год для того, чтобы беспрепятственно выйти „в белую“». Сделать это можно двумя способами: воспользовавшись налоговой амнистией или через Закон 466 — IX, т. е. безналоговую легализацию зарубежных активов ликвидируемой контролируемой иностранной компании.

Читайте также: Глава Налоговой рассказал, почему банковская тайна мешает украинцам получать достойные пенсии

А кто не задекларировал до времени «Ч» все доходы и имущество, пусть готовятся к штрафным санкциям и конфискациям. Финальной логической точкой будет установление тотального информационного контроля за всеми активами в любой точке мира посредством введения CRS (автоматический обмен информацией).

Алгоритм нулевого декларирования

Объект декларирования: активы в Украине и/или за рубежом, приобретенные за счет доходов, которые не были задекларированы за любой налоговый период по состоянию на 01.01.2021 г.

Субъекты:

  • физические лица-резиденты,
  • физические лица — нерезиденты, которые на момент приобретения активов/доходов были резидентами.

Лица, которым запрещено подавать декларацию:

  • малолетние/несовершеннолетние или недееспособные лица;
  • лица, которые за любой год, начиная с 01.01.2005 г., подавали или должны подавать декларации в соответствии с антикоррупционным законодательством (кроме тех, кто подавал такие декларации в связи с прохождением соответствующих конкурсов/процедур, и не были назначены или избраны на соответствующие должности).

Форма подачи:

электронная персональная или обезличенная (подается через нотариуса, декларант персонифицируется через специальный код).

Активы, подлежащие декларированию:

любые активы, в том числе движимое/недвижимое имущество, бумаги, корпоративные права, в отношении которых субъект декларирования является собственником или от которых имеет право получать доход.

Активы, которые не могут быть объектом декларирования:

  • Активы, полученные вследствие уголовных правонарушений, за исключением полученных от уклонения от уплаты налогов/сборов или нарушений валютного законодательства;
  • Активы лиц, в отношении которых открытого судебное производство по статьям 209 (легализация доходов, полученных преступным путем), 258−5 (финансирование терроризма) и 306, ч.1−2 368−4, 369 и 369−2 УКУ;
  • Наличные средства.

Срок подачи специальной декларации:

с 01.07.2021 по 01.07.2022 включительно.

База налогообложения для активов:

  • Для валютных ценностей и прав денежного требования — денежная или номинальная стоимость, которая должна быть документально подтверждена,
  • Для других активов — расходы на приобретение, оценочная стоимость, биржевая стоимость или самостоятельно определенная для движимого имущества, находящегося (зарегистрированного) в Украине, за исключением транспортных средств и драгоценных металлов.

Документы о стоимости активов:

  • валюта и право денежного требования — подаются,
  • другие активы, которые находятся (зарегистрированы) в Украине — по желанию декларанта,
  • другие активы, которые находятся (зарегистрированы) заграницей — подаются.

Ставки:
5% — для валютных ценностей, размещенных на счетах в банках и других активов, которые находятся (зарегистрированы) в Украине,
9% — валюта на банковских счетах и другие активы, которые находятся за рубежом, право денежного требования к нерезидентам,
2,5% — за ОВГЗ, приобретенные в период с 01.01.2021 по 20.06.2022 г. до представления декларации.

Специальные требования. Средства в Украине размещаются на специальных счетах.

Срок уплаты налога. В течение 10 календарных дней со дня подачи декларации.

Налоговая проверка специальной декларации: камеральная проверка в специальном порядке, источник получения доходов не проверяется.

Активы, которые можно не декларировать:

недвижимое имущество в Украине в соответствии с государственными реестрами в виде:

  • квартира — до 120 кв. м. или имущественные права на такую квартиру;
  • жилой дом до 240 кв. м. или его незавершенное строительство, при условии права собственности на земельный участок;
  • нежилая недвижимость (в том числе незавершенная) некоммерческого назначения до 60 кв. м.;
  • земельные участки в пределах нормативов бесплатной приватизации;
  • одно транспортное средство, которое есть в реестре (кроме ТС, предназначенного для перевозки 10 человек и более, либо объем двигателя ТС не менее 3000 куб. см., или средняя рыночная стоимость 375 МЗП, мотоцикл-800 куб. см, самолета, вертолета, яхты, катера),
  • другие активы — суммарной стоимостью не более 400 тыс. грн.